Лихорадка крови

Медицина - Лихорадкa

(1 Проголосовало)

Автор: Ali Sino

Гален полагал, что не бывает лихорадки крови от загни­вания крови, ибо кровь, когда сгниет, становится желтой желчью, и это уже не кровь. Тогда лихорадка оказывается желтожелчной, а не кровяной, и это упомянутая жгучая ли­хорадка, или трехдневная, и ее лечат соответствующими спо­собами лечения. Такое утверждение расходится со словами Гиппократа и расходится с тем, что обязательно, и наиболь­шая ошибка происходит от слов: Когда сгниет, становится желтой желчью, ибо эти слова внушают две мысли. Одна из них - та, что когда кровь сгниет, это приводит к превра­щению ее после загнивания в желтую желчь, подобно тому, как говорят, что дрова, когда сгорят, превращаются в пепел, а вторая, - что когда кровь гниет, она превращается во вре­мя гниения в желтую желчь, как говорят, что дерево, когда нагреется, гниет и превращается в труху. Рассмотрим же каждое из этих двух положений.

Первое положение неверно в своей основе в трех отно­шениях. Во-первых, когда кровь сгниет, ее жидкая часть превращается в дурную желтую желчь, а густая часть - в черную желчь, так что она не вся становится желтой жел­чью; во-вторых, это происходит после загнивания, а мы рас­сматриваем кровь в состоянии загнивания. В-третьих, кровь после этого превращается в желчь, но мы не знаем, есть ли в этой желчи гнилостность или нет. Ведь многие вещи за­гнивают и жидкая часть их отделяется от густой, но ни жид­кое, ни густое необязательно является гнилостным, хотя и происходит от чего-то гнилостного, и от гнилостного веще­ства иногда происходит нечто, не являющееся гнилостным. Если бы происхождение желтой желчи от чего-то гнилост­ного обязательно делало ее гнилостной, то густая, испепе­лившаяся ее часть тоже должна была бы быть гнилостной и при этом возникла бы также и черножелчная лихорадка. Вот к чему приводит истолкование первого положения.

Что же касается второго положения, то это чистейшая неправда .Дело в том, что загнивание - это путь к пор­че, и загнивание требует времени, а превращение крови в желтую желчь не требует времени. Напротив, загнивание есть порча, возникающая в крови, которая остается кровью так же, как она возникает в слизи, которая остается сли­зью и не становится ни черной, ни желтой желчью, если не подвергается превращению в дальнейшем, после полного загнивания. Нет, истинная правда - в словах Гиппократа: От загнивания крови иногда зарождается лихорадка.

А теперь мы скажем, что лихорадка крови это в сущнос­ти две лихорадки - лихорадка от гниения и лихорадка от нагревания и брожения; именно ее, а не иную лихорадку, и называет Гиппократ синохус, то есть непрерывная. Кипение ее больше всего зависит от закупорок, запирающих теплоту, но нередко она бывает и вследствие других причин, усили­вающихся больше, чем причины однодневной лихорадки. Иногда ее также называют сжигающей, сильной; она при­надлежит к числу лихорадок, стоящих между гнилостными лихорадками и однодневными лихорадками, и отличается от однодневных лихорадок по той причине, что первыми разо­греваются при ней соки, а от гнилостных лихорадок она от­личается тем, что при ней нет гнилостности. Это острая ли­хорадка, которая не является однодневной лихорадкой, су­хоточной лихорадкой или гнилостной лихорадкой, но зачас­тую переходит в лихорадку гнилостную или сухоточную. Га- лен часто рассматривает ее как однодневную лихорадку. По мнению Галена, лихорадка крови не сочетается с другими лихорадками, ибо гнилостность, когда она в крови, охваты­вает все соки. Это противоречит некоторым положениям самого Галена, но нам нет нужды затягивать здесь речь, ибо от этого нет пользы для врача.

Причина такой лихорадки - переполнение и закупорка, и чаще всего она бывает от физической работы, особенно непривычной, а также от пренебрежения опорожнениями и последующей напряженной физической работы. Иногда гни­лостность при такой лихорадке обусловливается большой водянистостью крови из-за потребления водянистых плодов, вследствие чего водянистость переходит в гнилостность, или же обилием в крови незрелого сока, предрасполагающего кровь к загниванию; такова, например, кровь, зарождаю­щаяся от киссы, огурцов, груш и тому подобного.

Такая лихорадка неотлучна и не ослабевает вплоть до кри­зиса или до смерти больного, так как материя распростра­няется и пристает ко всему телу. Разновидностей ее - три, и наиболее безопасна из них ослабевающая лихорадка, кото­рая начинается тяжело и затем непрерывно ослабевает, ибо растворение материи превосходит загнивание. Затем идет лихорадка неподвижная, остающаяся в одном состоянии, проявления которой иногда одинаковы в течение семи дней, а худшая лихорадка - усиливающаяся. Растворение при ней меньше, чем загнивание, и кризис чаще всего не наступает до седьмого дня, а заканчивается она опорожнением, ощу­тимым или неощутимым. Иногда она переходит в жгучую лихорадку или в сарсам, иногда, от сильного охлаждения, - в литаргус, а иногда - в оспу или корь. Когда при такой ли­хорадке наступает спячка и вздувается живот, который изда­ет как бы барабанный звук и не опадает после послабления, причем больной мечется в постели, и когда послабление не помогает и затем высыпают синеватые бляшки, особенно ши­рокие, то это один из признаков близкой смерти.

Признаки. Признаками кровяной лихорадки являются не­отвязность лихорадки, краснота лица и глаз, вздутие вен на шее и на висках и общее переполнение  без озноба, причем испарина бывает только при кризисе. Гален часто рассмат­ривает эту лихорадку как однодневную. По словам Галена, кровяная лихорадка сопровождается зудом в носу и в глаз­ных впадинах и стеснением дыхания. У таких больных часто возникает спячка и затрудненность речи - это дурной при­знак, а также опухоли горла, миндалин и язычка и слезоте­чение. Жар при ней сильный, влажный, паровой, банный, а не сухой, как при жгучей лихорадке, пульс - большой, мяг­кий, сильный, наполненный, быстрый, очень частый и не­ровный, однако,менее неровный и быстрый, чем при жгу­чей и трехдневной лихорадке. Жар не доходит до такого предела, как при жгучей и при сильной трехдневной лихо­радке, но при кровяной лихорадке от гнилостности жар и симптомы сильней. Лечить такую лихорадку труднее, и она более походит на жгучую; что же касается жидкости или гус­тоты крови, то она узнается по выделениям.

Бродильный синохус вначале больше всего похож на одно­дневную лихорадку, но жар от него мало жжет и раздражает. Сильнее всего синохус действует вблизи сердца, и от него возникает пылание и одышка, а гнилостная лихорадка - ровная или, чаще всего, походит на ровную.

Что же касается признаков перехода такой лихорадки в другую, то это признаки всякой лихорадки, в которую она переходит, то есть удушье или опухоли горла и миндалин, и ты их уже знаешь. Признаки оспы будут еще преподаны,  а признаки сарсама - головная боль, помрачение ума и про­чее - уже тебе известны. Признаки затяжной лихорадки - это то, что ты уже знаешь, например, запаздывание призна­ков зрелости мочи, заострение черт лица и изменение качества лихорадки в течение ее срока в отношении усиле­ния, остановки и уменьшения, так что она становится как бы перемежающейся; это указывает, что тело наполнено незрелым соком. Что же касается срока кризиса, то на него указывает появление признаков зрелости; если оно задержи­вается позже третьего или четвертого дня, то кризиса не бывает и на седьмой день. А чаще всего, кризис при этой лихорадке происходит на четвертый день.

Лечение лихорадки крови. Целью при лечении лихорадки крови является обильное выведение крови, вплоть до обмо­рока, сгущение вещества крови, если она очень жидкая, во­дянистая или желтожелчная, ее охлаждение, очищение, а также разжижение, если она густая, как у человека, потреб­лявшего яства, порождающие густую кровь и образующие сырой сок. Врач стремится также довести до зрелости про­изводящую лихорадку материю и растворить ее.

Что же касается опорожнений, то ничего нет лучше кро­вопускания из руки, в какое бы время ни возникла лихо­радка, не ожидая кризиса или созревания, если только нет несварения - в этом случае спусти соки вниз и выведи их, и, если лихорадка продолжается, отвори кровь. Если тело у больного сильное, то не прекращай кровопускания, пока он не приблизится к обмороку или не упадет в обморок; обмо­рок охлаждает также и сильную натуру.

Знай, что кровопускание и поение холодной водой нередко избавляют от необходимости в других мерах; выпускать кровь лучше частями, если нет ничего, требующего поспеш­ности; иногда цель достигается и без приближения к обмо­року. Нередко после сильного кровопускания сейчас же сле­дует послабление желчью и испарина, которую нужно все время обтирать, чтобы пот постепенно выделялся; иногда это исцеляет. Наступившую слабость или обморок устраняют легкая пища и покой; следует постоянно смягчать естество известными средствами, например, соком обоих гранатов, то есть соком сладкого и кисло-сладкого граната, и другими лекарствами, вплоть до манны, тамаринда и легких свечек, о которых мы упоминали. Когда соки созреют, нередко воз­никает нужда в опорожнении, например, миробаланами, дымянкой, слабительной кассией и тому подобными лекар­ствами из числа тебе известных.

Когда обстоятельства не позволяют пустить кровь из руки, то ее пускают из сосуда, находящегося на лбу, или ставят банки, а если ничто такое не удается, вследствие какого-либо препятствующего явления, то опорожняют путем послабле­ния, как это делается при жгучей лихорадке, и охлаждают кровь открывающими, отрывающими и успокаивающими брожение лекарствами. Если от кровопускания случится об­морок, покорми больного хлебом с соком незрелого виногра­да, а если начнется само по себе кровотечение из носа, то прерывай его только при приближении обморока.

Что же касается сгущения крови, то ее сгущают, напри­мер, густосваренным соком ююбы. А именно,- сто ягод ююбы варят в пяти ритлах воды, пока воды не останется одна треть, и сгущают отвар сахаром; чем меньше будет сахара, тем лучше. К этой же категории лекарств принадлежит че­чевица, в особенности приготовленная с кислым, крепким уксусом; берегись давать густосваренный сок ююбы или тело чечевицы, когда материя густая.

Охлаждение крови производят, например, остуженным отваром чечевицы или остуженным соком латука, или поят холодной водой, если к этому нет препятствий. Иногда боль­ного поят, пока он не задрожит и не посинеет, и нередко он из-за этого выздоравливает.

А иногда лихорадка крови переходит в слизистую, и ее лечат лепешечками из роз и тому подобными средствами; это лечение изобретено кем-то из древних, но его приписал себе один из современных врачей. Что же касается питья ячмен­ной воды, то это полезное лечение от такой лихорадки, но только при мягком естестве. Лучшее время для. этого - время сильного брожения крови, когда у больногодурнота и он горит, и у него частые перебои сердца. Знай, что если огра­ничиваются охлаждением и пренебрегают опорожнением и послаблением, это увеличивает закупорки и задержание со­ков,  и, как следствие этого, гнилостность и горячесть усиливаются.

Очищение крови производят, например, лекарствами, выводящими низом желтую, желчь, учитывая различия, обу­словленные силой и слабостью больного, а также вещества­ми, доводящими сырой сок до зрелости, - именно он не­редко является причиной загнивания крови. В конце заболе­вания дают, например, камфорные лепешечки и лепешечки из конкреций бамбука.

Хорошие лепешечки. Берут конкреций бамбука - три  дирхама, семян портулака - пять, семян киссы - четыре, семян тыквы - шесть, камеди, трагаканта, крахмала - каж­дого по три дирхама, густосваренного сока солодки - семь дирхамов. Из всего этого приготовляют лепешечки.

Другая пропись, особенно полезная при слабости пе­чени: берут роз - три дирхама, выжатого сока барбариса - два дирхама, семян киссы,  огурца, дыни, портулака, а также конкреций бамбука - каждого по дирхаму, камеди, тра­гаканта, крахмала - каждого по полдирхама, китайского ре­веня, шафрана, камфоры - каждого по четверти дирхама и превращают в лепешечки.

Что же касается яств, то больных кормят похлебкой из ююбы или подкисленной чечевицы, а также похлебкой из граната или сумаха; когда опасаются, что что-либо из этого вызовет запор, то запирающее действие ослабляют с помо­щью манны или слив. Кормят также похлебками из тыквы и щавеля, плодами китайской груши, гранатами и сирийски­ми яблоками. Из овощей дают тыкву, киссу, огурцы, цико­рий, благословенный овощ, щавель, кориандр и тому по­добное. Если появится головная боль, перебои сердца, бес­сонница, спячка или чрезмерное, изнуряющее силы носовое кровотечение и другие тяжелые явления, то лечи так, как мы тебя научили в своем месте.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 05.10.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии