Питание лихорадящих больных
(1 Проголосовало)Автор: Ali Sino
Знай, что самая подходящая пища для больных лихорадкой - это пища влажная, особенно для детей и для людей, живущих спокойной жизнью, у которых натура влажная. Такие кушанья им подходят, так как они сходны с их натурой, и поскольку они противоположны болезни. Если же у больного началась лихорадка и естество у него сухое, то его совершенно не кормят, пока полностью не выйдет кал. Периодические приступы или усиливающиеся приступы должны приходить к таким больным, когда внутренности у них пустые и там совершенно нет питательных веществ, ибо если больные в такое время накормлены, то переваривание пищи отвлекает естество от доведения материи до зрелости и ее изгнания и болезнь упрочивается и затягивается. Поэтому следует откладывать кормление до периода спада и дольше, и, если случится, что время спада совпадает с обычным временем приема пищи, то это лучше всего, что может быть.
Знай, что питание и пищевой режим бывают очень легкими или очень грубыми, а бывают и средними между ними, так что часть пищи более склоняется к разреженности, а часть более склоняется к плотности. Крайне легкий режим - это полное запрещение питания, а очень грубый режим - это употребление пищи для здоровых. Режим, клонящийся в сторону легкости, и средний ограничивает питание выжатым соком граната и очень жидким джулабом затем следует жидкая ячменная вода, затем - густая ячменная вода и холодные, влажные по натуре, овощи, например, лебеда, шпинат, портулак огородный и тому подобное. Далее идет ячменная кашица, как она есть, и это средняя пища. А пища скорее грубая - это куры и конечности животных; разреженнее их - полевые куропатки и цыплята, еще разреженнее - горные куропатки и рыба, еще разреженнее - крылья ,ыплят и горных куропаток, а также яйца всмятку в небольшом количестве и очень мелкая рыба. Еще разреженнее ячменная кашица, как она есть, и еще разреженнее белый хлеб, размоченный до мягкости в холодной воде. Что же касается грубой пищи, то это различные крепкие питательные вещества.
Ячменная кашица - превосходная пища для лихорадящих: она объединяет в себе плотность и связность частиц с гладкостью и скользкостью, способностью очищать и увлажнять, мягкостью и свойством противоборствовать лихорадке. Ячменная кашица успокаивает жажду, быстро проходит вниз и вымывается; в ней нет ничего вяжущего и она поэтому не осаждается и не застревает в проходах, даже если они узкие. Ей не свойственно прилипать к пищеводу при проходе через него, и она иногда вымывает, например, слизь. Если ее хорошо сварить, то от нее совершенно не пучит.
Древние врачи, если нужно было назначить мягкий режим и что-нибудь более мягкое, чем ячменная кашица или ячменная вода, иногда употребляли воду, подслащенную медом, причем воды лили много. Питательность меда тогда невелика, а способность проводить воду, увлажнять ею, очищать, раскрывать сосуды и гнать мочу - значительна; горя- честь меда ослаблена, и он обязательно, в известной степени, хотя и немного, укрепляет силы. За водой с медом следует медовый сиканджубин. Он гуще и питательней, сильней отрывает сокии очищает, и в нем нет такого разогревания и такой вредности для разгоряченных внутренностей, как в чистом меду. А в настоящее время считается, что тростниковый мед, то есть сахар, в особенности очищенный, лучше пчелиного меда, хотя очищающее свойство у него меньше, нежели у меда. Сахарный сиканджубин также лучше медового, но если ограничиваться сиканджубином, это иногда вызывает ссадины в кишках, которые опасны при острых заболеваниях; мы отводим приему ячменной воды и сиканджубина особое рассуждение.
Облегчения пищевого режима требует природа болезнетворной материи; цель его - дать возможность естеству довести материю до зрелости, растворить ее и изгнать. Лучшее время для облегчения режима - период предела: тут усиливается естество, занятое битвой с материей, и не следует отвлекать его от этого чем-либо другим, особенно при кризисе, поскольку до кризиса битва еще не столь упорна. Облегчение режима нужно также, между прочим, и при наличии надобности отворить кровь, отпустить естество, сделать клизму или успокоить боль. Тогда следует покончить с исполнением этой надобности и уже потом покормить, если кормить необходимо и нет других препятствий.
А назначение более грубого пищевого режима обусловлено слабостью естественной силы. Лучшее время для этого - то время, когда сила не очень занята борьбой с материей, то есть начало болезни. Вред от назначения более грубой пищи следует возместить приемом ее по частям - это удобнее и для естественной силы. Летом, вследствие более значительного усвоения пищи, требуется усилить питание и принимать пищу по частям, ибо естественной силы не хватает, чтобы переваривать много сразу; поскольку усвоение происходит летом частями, то и замена усвоенного должна поступать частями. Зимою же дело обстоит наоборот: вследствие незначительного усвоения не требуется обильной замены, и если замена дается разом, то силы для этого достаточно, и она разом кончает с нею.
Осень - дурное время для лихорадящего, поэтому осенью надлежит ухитриться и силы сохранить, и материю одолеть. Принимать пищу частями, мало-помалу, осенью всего лучше, и вообще такое дробление при слабости сил полезнее.
Знай, что если бы не требовалось укреплять силы, то всего необходимее было бы облегчать питание до крайней степени, но силы не выдерживают этого и падают. А когда они падают - не помогает никакое лечение, ибо целитель, как ты знаешь, - это естественная сила, не врач, а врач - лишь слуга, доставляющий силе орудия лечения. А раз ты это себе представляешь, то тебе следует посмотреть, и если болезнь очень обострилась, - а это бывает, когда период предела близок, - и ты полагаешь, что сила не падает в промежутке между началом и пределом болезни, то облегчи силе ее дело и дай ей власть над материей, не отвлекая ее перевариванием плотного питательного вещества. Наоборот, облегчай режим вплоть до полного прекращения питания, особенно в день кризиса. Если же ты видишь, что болезнь острая, но острая вообще, а не очень, то не следует облегчать режим до крайности, кроме как в периоде предела и особенно в день кризиса, если нет для этого важной причины. А если ты видишь, что болезнь затяжная или близкая к затяжной, то не облегчай режим: при облегчении режима силы не сохранятся до периода предела. Наряду с этим, при всех разновидностях лихорадки, для тебя обязательно назначать вначале более грубый режим, а в конце, когда время подходит к периоду предела, - режим полегче; в промежутке ты действуешь постепенно, чтобы сберечь силы до времени, близкого к пределу, когда ты пошлешь их против материи, не отвлекая ничем другим. Если ты знаешь, что силы велики, то обстоятельства нередко позволяют ограничить питание джулабом или чем-нибудь подобным хотя бы на неделю, особенно при опухолевых лихорадках, а если ты боишься ослабления больного, то ограничивайся ячменной водой. Если же положение для тебя неясно и ты не знаешь, какова болезнь, то, право, лучше отклониться в сторону облегчения режима, чем отклониться в сторону усиления питания, учитывая, однако, состояние сил и переносимость этого. А если кто утверждает, будто питание и укрепление сил при острых болезнях предпочтительней, так как нет смысла ждать, пока материя созреет, и опорожнение, если захочешь, в твоих руках, произвело ли его естество или не произвело, то мы уже показали тебе, что он ошибается. Но действительно, если ты опасаешься упадка сил, то кормить предпочтительней.
Среди людей имеются люди с желчным телом, для которых требуется иной, чем мы сказали, режим, особенно, если они привыкли обильно питаться. Если их не кормить даже в самом начале лихорадки или в более тяжелом периоде, то есть в периоде предела, то с ними обязательно произойдет одно из двух: если они слабосильные, то потеряют сознание и вскоре умрут, а если сильные, то впадут в чахлость и у них появятся признаки чахлости - нос станет тонким, глаза впалыми и виски вдавленными. Иногда с ними перед этим делается обморок, так как к желудку у них изливается жгучая желчь. А бывают и такие люди, у которых тело богато мясом, но если их перестают кормить, они слабеют, худеют и не переносят прекращения питания.
Всякий, у кого прирожденная теплота очень сильна и обильна, или тот, у кого прирожденная теплота очень слаба и скудна, не терпит прекращения питания. Некоторых при этом поражает боль и рези в желудке и, по соучастию, - головная боль; это люди указанной выше категории. Такие больные нередко довольствуются ячменной водой, но иногда ее нужно смешивать с выжатым соком граната или чем-нибудь подобным, чтобы укрепить устье желудка; нередко тебе приходится осторожно вызывать у таких больных рвоту перед едой. Когда многие из них слабеют чуть не до обморока, то причина здесь не в сильной слабости, а в излиянии желчи к устью желудка. Если напоить их сиканджубином, обильно разбавленным горячей водой, или обильно разбавленным водою вином, то они извергают в рвоте желчные соки и силы у них восстанавливаются, а когда им дадут какого-нибудь густо- сваренного вяжущего сока, то рвота успокаивается.
Старики, слабые и дети относятся к разряду людей, не выносящих голода. Что же касается зрелых мужчин, то они очень к нему терпеливы; за ними следуют юноши, особенно юноши с крепко сбитыми членами и широкими сосудами, пребывающие на холодном воздухе.
Леча подобных больных, врачи часто ошибаются в другом отношении, а именно: они сначала не дают больным есть, а когда болезнь подойдет к периоду предела и они увидят, что силы падают, то по необходимости кормят их в это время и, таким образом, совершают ошибку. А если бы они покормили больного вначале, допустив тем самым ошибку и оплошность, то это было бы меньшая ошибка, чем указанная ошибка. Случается, что подобных больных поражают незрелые или желчные катары и бессонница от беспокойства из - за незрелой материи, и они волнуются, мечутся и бредят. Материя сдавливает их силы и умножает в них пары; они слышат то, чего нет, ворочаются в постели, им представляются несуществующие вещи, у них дрожит и подергивается нижняя губа от болей в устье желудка, и печально у них на душе из - за тяжести в желудке.