Рассуждение об ознобе, холоде, гусиной коже и разбитости
(1 Проголосовало)Автор: Ali Sino
Гусиная кожа - это такое состояние, когда тело попеременно ощущает холод и покалывание в коже и мышцах. Гусиной коже предшествует разбитость; разбитость - это как бы слабая степень гусиной кожи.
Что касается холода, то при этом больной ощущает в своих органах и в веществе мышц чистый холод, а озноб состоит в том, что человек не может удержать свои члены от возникшей в них дрожи, содрогания и непроизвольных движений. Иногда бывает сильный холод и не бывает сильного озноба, например, при слизистых и четырехдневных лихорадках. Одной из причин усиления озноба является значительность изгоняющей силы, находящейся в мышцах; поэтому озноб тем сильнее, чем более липко производящее озноб вещество. Кровь при ознобе углубляется внутрь тела.
Знай, что холодный сок обычно бывает неподвижным, и орган, в котором он находится, привыкает к нему и, постоянно испытывая его воздействие, уже не ощущает его холодности. Когда же сок приходит в движение и в большой или малой степени рассеивается по телу вследствие какой-либо причины - разделяющего материю жара или чего другого, то орган, не входивший с ним в соприкосновение, подвергается его воздействию и ощущает холод вследствие несогласности натуры. Ты уже узнал это из общих основ науки врачевания.
От стекловидной слизи, распространяющейся по телу, часто возникает озноб, не приводящий к лихорадке; ему нередко присуща периодичность, и сила его не такова, как сила озноба, приводящего к лихорадке. Материя, вызывающая изнурение своим небольшим количеством, производит озноб, когда ее много, прежде, чем загнить, и если она не загнивает, то не приводит к лихорадке. Холод и озноб иногда появляются вследствие ухода теплоты вглубь из-за дурной пищи или того, что с этим сходно. Холод и озноб предшествуют лихорадке по той причине, что холодный сок сначала изливается в мышцы и раздражает их, будучи холодным по сравнению с мышцами; затем, когда сок начинает гнить, то становится все горячее. А иногда озноб предшествует лихорадкам вследствие жжения сока и значительности силы в мышцах; так, например, человека знобит, когда ему льют на кожу очень горячую воду, особенно, если вода соленая. Нередко раздражение от обжигающего сока оказывается причиной бегства внутрь прирожденной теплоты, и холод одолевает; тогда, наряду с жгучим жаром, бывает ощущение холода, и холод как будто охватывает |все тело, а жжение жара чувствуется у оболочки внутренностей. Бывает озноб также и вследствие бегства внутрь лихорадочного жара, как это происходит при внутренних опухолях.
Иногда озноб и гусиная кожа служат признаком выздоровления при неотлучных лихорадках, ибо они указывают, что материя выделилась из сосудов и вышла. Однако, если ознобу не сопутствует зрелость и он возникает не во время Кризиса, причем за ним не следует облегчение, это свидетельствует, что выход материи в таком количестве обусловлен не победой естественной силы, а тем, что материи много и она выходит вследствие своего обилия. Есть и такой озноб, который служит признаком близкой смерти, а именно, если он следует за ослаблением сил, упадком прирожденной теплоты и высыханием тела. Что же касается гусиной кожи, то она бывает от причин менее значительных, чем причины озноба. Ощущение волнения, ошеломления и головокружения предвещает приступ лихорадки |. У стариков лихорадки бывают как бы погребенные. Иногда причиной длительности, лихорадки является утолщение во внутренностях. Такой лихорадящий должен лечь на спину и вытянуть наги, и пусть врач прощупает ему внутренности. А если у лихорадящего почернел язык, при легкой степени лихорадки, значит, ли- хорадка у него погребенная.
Бывает, что лихорадке сопутствует паралич и тогда сначала лечат лихорадку. Одно из средств, подходящих для таких больных, - сиканджубин, смешанный с джуланджубином, а также отвар нута с оливковым маслом, если лихорадка это допускает. Бритье головы - одно из средств, которое уплотняет кожу, причем пары обращаются внутрь и лихорадка усиливается.