О естестве органа и его частей

Медицина - Понятия медицины

(1 Проголосовало)

Автор: Ali Sino

Мы говорим: органы суть тела, рождающиеся из первого сме­шения достохвальных соков, так же, как соки суть тела, рож­дающиеся из первого смешения элементов.

Среди органов есть органы простые и есть сложные. Простые органы суть те, любая ощутимая частица которых, взятая в отдельности, носит то же название вне ограничения, что и весь орган. Таково, например, мясо с его частицами, кость с ее частицами, нерв и его частицы и тому подобное. Поэтому такие органы называются «сходными в отношении своих час­тиц».

А сложные органы суть такие, любая частица которых, взя­тая в отдельности, не носит того названия, что и весь орган, и ограничена своим наименованием. Таковы, например, рука или лицо, ибо часть лица не есть лицо, а часть руки не есть рука. Они называются «органы-орудия», ибо являются орудиями души во всех движениях и действиях.

Первым из «органов, сходных в отношении частиц», является кость. Она создана твердой, ибо служит опорой тела и основой движений.

Затем следуют хрящи. Они мягче костей, так что могут сгибаться, но тверже остальных органов. Полезная функция, ради которой созданы хрящи, состоит в том, что благодаря хря­щам кости хорошо соединяются с мягкими органами и твердое не соприкасается с мягким непосредственно. Поэтому мягкое не страдает от соприкосновения  с твердым, в особенности при ударе или сжатии, ибо такое соединение - опосредствованное. Так обстоит дело, например, с лопаточной костью, хрящами задних ребер и с кинжаловидным хрящом, находящимся под грудиной. Хрящи существуют также для того, чтобы трущиеся друг о друга суставы как следует примыкали один к другому и не ломались из-за своей твердости.

И еще: когда какая-нибудь  мышца тянется к органу, не имеющему кости, она опирается на хрящи и хрящ ее ук­репляет. Таковы, например, мышцы век, где хрящи служат опо­рой и поддержкой для сухожилий. Во многих местах возникает также необходимость в опоре, расположенной на чем-либо проч­ном, но не слишком твердом, как например, в гортани.

Затем следуют нервы. Это тела, берущие начало в головном или спинном мозгу, белые, гибкие и мягкие при сгибании, но с трудом отделяемые. Они созданы для того, чтобы органы име­ли полную возможность чувствовать и двигаться.

Затем следуют сухожилия. Это тела, берущие начало на кон­цах мышц и похожие на нервы. Они примыкают к движущимся органам и либо притягивают их вследствие натяжения, когда мышца сокращается, сжимается и отходит назад, либо отпуска­ют, когда мышца растягивается, возвращаясь в прежнее поло­жение, или становится по величине длинней, чем она была в своем естественном положении, как мы это видим у некоторых мышц. В большинстве случаев сухожилия состоят из нервов, которые проникают в мышцу и выходят с другой стороны, и тех тел, описание которых следует за описанием сухожилий, то есть тел, называемых связками; эти тела также по виду и на ощупь походят на нервы и идут от органов к мышцам. Сухожилия, как и нервы, распределяются на волокна; те во­локна, которые примыкают к мышцам, прослоены мясом, а те, что отделяются от мышц и идут к суставу и к движущимся органам, собираются и скручиваются в сухожилие мышц.

Затем следуют связки, о которых мы только что упомя­нули. Они также представляют собою тела, похожие на нервы. Некоторые из них называются связками вообще, другие, кроме того, носят особое название жил.

Те из них, что тянутся к мышцам, называются только связ­ками; что же касается тех, которые не тянутся к мышце, но соединяют концы костей сустава или другие органы и укрепляют какое-либо соединение, то они, называясь связками, носят так­же особое наименование жил. Ни одна из связок не имеет чув­ствительности; это объясняется тем, что связки не должны ис­пытывать боли от присущего им частого движения и трения. Полезная функция связок видна из предшествующего.

Затем следуют артерии. Это полые тела, которые выходят из сердца и тянутся в длину; по своей субстанции они подобны нервам и связкам и способны к движению, то есть к расшире­нию и сужению, которые отделяются  друг от друга момен­тами покоя. Артерии созданы, чтобы продувать сердце, удалять из него дымный пар и, по божьему изволению, распределять пневму по частям тела.

Затем следуют вены, которые похожи на артерии, выходят из печени и пребывают в покое; они служат для распределения крови в частях тела.

Затем следуют оболочки. Это тела, сотканные из незаметных нервоподобных волокон, тонкие и неплотные, расходящиеся в ширину. Они покрывают и охватывают поверхность других тел ради различных полезных целей. Так, например, оболочки удер­живают весь данный орган в присущей ему форме и в свой­ственных ему очертаниях, а также подвешивают одни органы к другим и соединяют их между собою при посредстве нервов и связок, распадающихся на нити, из которых сплетается обо­лочка; так например, связана почка со спинным хребтом. Они служат еще и для того, чтобы создать у органов, вещество которых лишено чувствительности, поверхность, способную не­посредственно ощущать то, что с нею происходит, и косвенно ощущающую то, что случается в теле, которое она окутывает. К таким органам принадлежат, например, легкие, печень, се­лезенка и почки, ибо они совершенно ничего не ощущают своим веществом и чувствуют толчки  соприкасающихся с ними пред­метов только через посредство покрывающих их оболочек. Когда в этих органах образуется ветер или опухоль, то это чувст­вуется всего сильнее. Что касается ветра, то оболочка косвенно ощущает его, так как подвергается растяжению. Что же до опу­холи, то место, где начинается и прикрепляется оболочка, кос­венно ощущает опухоль, так как орган клонится книзу из-за тяжести опухоли.

Далее следует мясо, которое заполняет промежутки между перечисленными органами в теле и составляет их силу и опору.

Каждый орган имеет в себе самом прирожденную силу, с помощью которой осуществляется дело питания, т. е. притяги­вание усвоение и удерживание, уподобление и связывание пи­щи, а также извержение излишков. Но в отношении всего про­чего органы несходны, так как некоторым из них присуща, помимо этой силы, еще и сила, переходящая от них на другие органы, а у иных органов этого свойства нет.

С другой стороны, отдельным органам присуща, помимо прирожденной  силы, еще и сила, переходящая к ним от дру­гого органа, а у иных органов этого свойства нет. При сочетании всего этого имеются органы, получающие и дающие, органы дающие, но не получающие, органы получающие, но не даю­щие, и органы не получающие и не дающие.

Что касается органа, который получает и дает, то никто не сомневается в его существовании. В отношении мозга  и печени врачи согласны, что каждый из этих органов получает от сердца животную силу, прирожденную теплоту и пневму, и что каждый из них является в то же время источником силы, которую он передает другим органам.

Мозг есть начало восприятия ощущений, по словам од­них,- безусловно, а по мнению других,- не безусловно; печень же является источником питания, по словам одних,- безуслов­но, а по мнению других,- не безусловно.

Что же касается органа, который получает, но не дает, то сомнение в существовании его еще меньше. Таково, например, мясо: оно получает извне силу чувствовать и жить, но само не является началом какой-либо силы, которую оно тем или иным образом передавало бы другому органу.

Что же до двух других категорий, то в отношении одной из них врачи не согласны со многими философами. Большин­ство древних философов  говорят, что такой орган есть сердце, ибо оно является первопричиной всякой силы и передает ос­тальным органам силы, посредством которых они питаются, жи­вут, воспринимают ощущения и движутся. Врачи же, как и некоторые древние философы, наоборот, распределяют эти си­лы по различным органам и не говорят о существовании та­кого органа, который передавал бы силу и не получал ее. Мне­ние большинства древних философов, после тщательной про­верки, оказывается более правильным, но мнение врачей с пер­вого взгляда кажется более ясным.

В отношении второй категории не согласны между собой и врачи, и философы. Некоторые полагают, что нечувствительные кости и мясо и другие подобные органы существуют только благодаря тем силам, которые им изначально присущи и не переходят в них из иных источников; и что такие органы, когда к ним поступает питание, не передают своей силы какому-либо другому органу, и никакой орган также не передает и им ка­кой-либо иной силы.

Другие врачи и философы считают, что эти силы не при­сущи изначально подобным органам, а изливаются из печени и сердца  при первом их  возникновении и остаются там.

Врач не обязан искать выхода к истине из этих разногласий посредством доказательств, так как врач, поскольку он врач, не имеет к этому пути и это ему не мешает при каких-либо исс­ледованиях и действиях. Однако, в отношении первого спорного вопроса, врач должен знать и быть убежден, что для него не важно, является или не является сердце источником способности  к ощущению и движению для мозга и способности питания для печени, так как мозг либо сам, либо после сердца, является на­чалом душевных функций по отношению к остальным органам, а печень также является началом естественных питательных фун­кций по отношению к остальным органам. Относительно второй, спорного вопроса врач должен знать и быть убежден, что для него не важно, как возникает прирожденная сила, например, в кости: изливается ли она  из печени при первом возникновении, или кость располагает ею по своей собственной натуре, или же не происходит ни того, ни другого; однако теперь врачу не­обходимо твердо знать, что сила не изливается в кость из печени постоянно. Если бы путь между костью и печенью оказался бы закупоренным и кость имела бы при себе питательную пищу, функции кости все же прекратились бы, как это бывает с ощу­щением и движением, когда закупорен нерв, идущий из мозга; наоборот, эта сила является для кости прирожденной, пока она сохраняет неизменной свою натуру.

Когда врач уяснит это, перед ним раскроется смысл раз­деления органов на категории. Для него станет обязательным су­ществование главенствующих органов и органов, обслуживающих главенствующие органы, а также органов подчиненных, но не служебных, и органов, не подчиняющих и не подчиненных.

Главенствующие органы суть те, что являются источником первоначальных сил в теле, необходимых для сохранения особи или вида. В отношении сохранения особи главенствующих ор­ганов три: сердце - источник животной силы, мозг - источник силы ощущения и движения, и печень - источник питающей силы. В отношении сохранения вида главенствующими органами являются те же три, и еще четвертый, связанный с сохране­нием вида, а именно яички у данной особи, которой они не­обходимы для одного дела и в то же время полезны для другого дела. Что до необходимости, то это относится к образованию семени, сохраняющего способность к воспроизведению, а их по­лезность выражается в завершении мужского и женского об­раза и натуры, которые оба являются привходящими свойства­ми, обязательно присущими видам животных, но не являются свойствами, входящими в самое понятие «животности».

Что касается служебных органов, то некоторые из них вы­полняют службу подготовительную, а другие выполняют службу проводника. Подготовительная служба называется полезной функцией, а служба проводника называется службой в абсо­лютном смысле.

Подготовительная служба предшествует действию главенст­вующего органа, а служба проводника следует за действием главенствующего органа. Что касается  сердца, то подготов­ляющим слугой для него являются, например, легкие, а про­водниками служат, например, артерии. Для мозга подготовля­ющим слугой являются, например, печень и прочие органы пи­тания и сохранения пневмы, а проводниками служат, например, нервы.

с Для печени подготовляющим слугой является, например, же­лудок, а проводниками, например, вены. Для яичек подготов­ляющими слугами являются, например, органы, которые прежде них порождают семя, а проводниками у мужчин - мочевой ка­нал и сосуды между яичками и мочевым каналом, а у женщин - сосуды, по которым семя проникает в место зачатия. Сверх того, у женщин есть еще матка, в которой завершается полезная функция семени.

Гален говорит: «Есть органы, которым присуще только дей­ствие, есть и такие, которым присуща только полезная функ­ция; а некоторым органам присущи и действие и полезная фун­кция одновременно. К первым относится, например, сердце, ко вторым - легкие, а к третьим - печень».

Я же говорю: под действиями нам следует разуметь те дей­ствия, относящиеся к жизни особи или сохранению вида, кото­рые полностью совершаются каким-либо одним органом, как например, действие, присущее сердцу при порождении им пневмы. А под полезной функцией надлежит понимать функ­цию, служащую для восприятия действия другого органа; тогда становится полным действие,  сообщающее жизнь особи или обеспечивающее сохранение вида; такова, например, подго­товка воздуха легкими.

Печень производит сперва второе переваривание и подготов­ляет для третьего и четвертого переваривания пищу, которая полностью переварилась при первом переваривании, чтобы кровь стала годной для питания самой печени; этим она про­изводит действие; постольку же, поскольку она производит дей­ствие, способствующее какому-либо ожидаемому действию, она оказывается полезной.

Мы говорим также, возвращаясь к началу изложения , что в числе органов есть такие, которые возникают из семени; это суть органы, сходные в отношении частиц, за исключением мяса и сала, а также такие, которые возникают из крови, как на­пример, сало и мясо, ибо все органы, кроме этих двух, воз­никают из обеих разновидностей семени, т. е. семени мужского и семени женского. Но только по мнению ученых, которые это исследовали, они возникают из мужского семени, как сыр воз­никает от действия сычуга, и из женского семени они воз­никают, как сыр возникает из молока. Подобно тому, как ак­тивное начало створаживания заключается в сычуге, так дей­ствующее начало образования формы присуще мужскому се­мени; подобно тому, как пассивное начало створаживания на­ходится в молоке, так пассивное начало образования формы, то есть страдательная сила, заключается в семени женщины.

Подобно тому, как сычуг и молоко являются каждое частью вещества образующегося из них сыра, так каждая из двух

разновидностей семени является частью вещества зародыша. Это мнение незначительно, а пожалуй и значительно, расходится с мнением Галена, который считает, что каждая из двух разно­видностей семени обладает и связывающей силой, и способ­ностью связываться. Это не мешает ему говорить, что связыва­ющая сила больше в мужском семени, а способность связываться сильнее в женском семени.

Что же касается исследования мнений об этом вопросе, то оно находится в наших книгах об основных науках.

Далее, кровь, которая выделяется в организме женщины во время месячных, превращается в питательное вещество. Одна часть ее обращается в нечто подобное веществу семени и воз­никающих из него органов, и становится пищей, которая уве­личивает их рост. Другая часть не превращается в пищу для прочих органов, но годна для того, чтобы свертываться в про­межутках между ними и заполнять пустые места в основных органах, обращаясь в мясо и сало. Есть у этой крови и остаток, непригодный ни для одной из этих двух целей. Он остается в теле до послеродового периода, когда природа его выталкивает как излишек.

Когда же плод родится, то кровь, которую производит его печень, занимает место той крови, и из нее возникает то, что ранее возникало из материнской крови.

Мясо рождается из твердой части крови, которую сгущает теплота и сухость, а сало возникает из водянистых и масляни­стых частей крови, которую сгущает холод; поэтому теплота растворяет сало. Если ткани тех органов, которые созданы из обеих разновидностей семени, разойдутся, они уже не могут сойтись путем настоящего естественного соединения; это воз­можно только для некоторых из них в редких случаях, в годы детства. Таковы, например, кости и мелкие разветвления вен, в отличие от больших вен и от артерий. Когда частица их исчезает, ничто не вырастает вместо нее; это бывает, например, с костями и нервами. А те органы, что возникли из крови, продолжают расти даже после повреждения, частицы их соединяются с себе подобными. Таково, например, мясо. Что же касается органов, родившихся из крови, в которой еще со­хранилась сила семени, то, пока время ее связи с семенем остается недавним, такие органы, в случае гибели, могут вы­расти еще раз, как например, зубы в детстве; однако, когда над кровью получит власть другая натура, то эти органы не вырастают вторично.

Мы говорим также: иногда начало ощущения и движения у чувствующих и движущихся органов находится сразу  в одном нерве, а иногда это разделяется, и началом каждой силы является отдельный нерв. А также мы говорим, что пленки всех внутренностей, обернутых пленкой, вырастают из одной- двух пленок, выстилающих внутри грудь или живот. Что каса­ется органов, расположенных в груди, как например, грудо­брюшная преграда, вены, артерии, легкие, то пленки их выра­стают из пленки, выстилающей внутри ребра, а пленки органов и сосудов, находящихся в брюхе, растут из оболочки, выстила­ющей изнутри мышцы живота. Далее надо сказать, что все мясистые органы либо являются волокнистыми, как например, мясо мышц, либо не имеют волокон, как например, печень. Всякое  движение осуществляется при помощи волокон. Причиной произвольных движений служат волокна мышц; что же касается движений естественных, как например, дви­жения матки и сосудов, а также сложных движений, напри­мер, глотательных, то они осуществляются особыми волок­нами, расположенными вдоль, поперек или вкось. Для притя­жения служат продольные волокна, для отталкивания - сжима­ющие волокна, которые идут вширь, а для удержания - во­локна, идущие вкось. В органах, состоящих из одного слоя, как например, вены, эти три разновидности волокон перепле­таются, а если орган состоит из двух слоев, то поперечное волокно находится во внешнем слое, а оба других - во внут­реннем. Теперь: волокна, идущие вдоль, более наклонны к внут­ренней поверхности. Они созданы так, чтобы притягивающие и отталкивающие волокна не были расположены вместе; напро­тив, волокнам притягивающим и удерживающим наиболее подо­бает быть расположенными вместе везде, за исключением кишок, так как кишкам нужна не способность крепко удер­живать, а способность притягивать и выталкивать.

Мы утверждаем также, что нервные органы, окружающие тела, чуждые им по веществу, разделяются на такие, которые состоят из одного слоя, и на такие, которые состоят из двух слоев. Те из них, что созданы из двух слоев, созданы такими ради многих полезностей. Одна из них - необходимость прочно оберегать крепость этих тел, чтобы они не разорвались вслед­ствие сильного движения того, что в них заключается. Таковы, например, артерии. Вторая полезность связана с необходимо­стью надежно охранять тело, заключенное в этих органах, что­бы оно не рассосалось или не вышло наружу. Рассасывания можно было бы опасаться из-за неплотности органа, если бы он состоял из одного слоя, а выход наружу был бы возможен вследствие податливости окружающего органа  на разрыв по той же причине. К телам, заключенным в органах, богатых нервами, относятся, например, пневма и кровь, которые за­ключены в артериях; крепость артерий должна быть обеспечена, |ибо следует опасаться, чтобы кровь и пневма не пропали; пневма может пропасть  вследствие рассеяния, а кровь - из- за разрыва. В этом заключается большая опасность.

Третья полезность проявляется в том, что поскольку ок­руженный орган должен осуществлять притягивание и вытал­кивание посредством сильного движения, то для каждого из этих движений  отводится особое орудие, и эти орудия  не сплетаются. Так обстоит дело в желудке и в кишках.

Четвертая полезность такова: когда каждый из слоев дан­ного  органа предназначен для особого действия и одно действие порождается натурой, противоположной другой, то их целесо­образней разделить. Так обстоит дело с желудком. Желудок должен обладать ощущением,- а ощущение осуществляется только при помощи нервного органа,- и совершать пищеваре­ние, которое происходит только при помощи мясистого органа. И вот на каждую из этих функций отводится особый  слой - нервный слой для ощущения и мясистый слой для пищеварения. При этом внутренний слой создан нервным, а внешний - мя­систым, ибо переваривающий орган  должен достигать перева­риваемой пищи путем усилия, а не самопроизвольной  встречи, тогда как нельзя допустить, что ощущающее не встретит ощу­щаемого,- я хочу сказать: не встретит  при осязании.

Я утверждаю также, что среди органов есть такие, которые близки по натуре к крови, и поэтому кровь не должна, питая их, подвергаться многочисленным превращениям. Таким орга­ном является, например, мясо. Поэтому в нем не создано по­лостей и пустот, в которых бы пребывало поступающее пита­тельное вещество в то время, когда мясо его не употребляет. Наоборот, пища превращается в мясо, будучи в том самом виде, в каком мясо ее встречает.

А другие органы далеки от крови по натуре, так что кровь, превращаясь в эти органы, должна предварительно пройти ряд постепенных преобразований, чтобы уподобиться их веществу. Таковы, например, кости, которые поэтому имеют либо одну полость, где находится питательное вещество, в то время, когда оно превращается в нечто однородное с костью,- такова, на­пример, кость голени и предплечья,- либо разбросанные в ко­сти пустоты, какова, например, кость нижней челюсти.  Органы, которые устроены таким образом, должны принимать пищу больше, чем нужно в данное время, чтобы они могли превращать ее в однородное с собою вещество часть за час­тью. Сильные органы толкают свои излишки к соседним сла­бым органам. Так, сердце толкает излишки к подмышкам, мозг - к тому, что лежит  за ушами, а печень - к пахам.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 25.04.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии