О натуре

Медицина - Понятия медицины

(1 Проголосовало)

Автор: Ali Sino

Я утверждаю: натура есть качество, возникающее от взаимо­действия противоположных качеств, когда они останавливаются у некоего предела. Эти качества существуют в малых частицах элементов для того, чтобы наибольшее количество каждого эле­мента вошло в соприкосновение с наибольшим количеством другого. Когда они воздействуют своими силами друг на друга, из совокупности их возникает качество, сходное с ними всеми, то есть натура.

Первичных сил в упомянутых элементах четыре - это теп­лота, холодность, влажность и сухость. Ясно, что натуры в су­ществующих и разрушающихся телах возникают только из этих сил, и происходит это, если смотреть вообще, сообразно требо­ваниям рационального теоретического деления, безотносительно к чему-нибудь, двояким образом.

В одном случае натура является уравновешенной, ибо доли взаимно противоположных качеств в смеси равны и проти­востоят друг другу, так что натура оказывается качеством, дей­ствительно посредствующим между ними.

Второй случай - это когда натура не является абсолютной серединой между взаимно противоположными качествами, но больше склоняется в ту или другую сторону, либо в отношении одной из противоположностей, существующих между теплотой и холодом и между влажностью и сухостью, либо в обеих. Однако то, что считается во врачебной науке уравновешен­ностью и нарушением равновесия, не относится ни к тому, ни к другому случаю. Врач обязан принимать на веру слова природоведа, что «уравновешенное» в этом смысле - одна из тех вещей, допустить существование которых совершенно не­возможно; тем более, такой не может быть натура человека или орган человека. Он должен знать, что слово  мутадил - «уравновешенное», которое медики употребляют в своих иссле­дованиях, образовано не от таадул, то есть «распределение веса поровну», а от адл - «справедливая доля » при распределении. Это значит, что при такой уравновешенности в смешанном со­ставе, будь то все тело человека или какой-либо орган, сполна присутствует в надлежащей мере и пропорции та доля элемен­тов, по количеству и по качеству которой полагается быть в человеческой натуре. Однако случается, что присущая человеку доля бывает очень близка к первой, истинной уравновешен­ности.

Эта уравновешенность, взятая  по отношению к телам лю­дей и определяемая  сравнительно с другими вещами, не об­ладающими такой уравновешенностью и не столь близкими, как человек к состоянию  истинной уравновешенности, упомя­нутой в первом случае, может иметь семь типов.

Ее рассматривают:

  1. либо по отношению к виду - сравнительно с различными вещами, стоящими вне данного вида;
  2. либо по отношению к виду - сравнительно с различными вещами, входящими в данный вид;
  3. либо по отношению к роду вида - сравнительно с раз­личными вещами того же вида, стоящими вне данного рода;
  4. либо по отношению к роду вида - сравнительно с раз­личными вещами, входящими в данный род;
  5. либо по отношению к особи данного рода и вида - сравнительно с различными вещами того же рода и вида, сто­ящими вне этой особи;
  6. либо по отношению к особи - сравнительно с различными состояниями самой этой особи;
  7. либо по отношению к отдельному  органу - сравнительно с различными органами, находящимися вне этого органа, но в теле данной особи;
  8. либо по отношению к отдельному  органу - сравни­тельно с различными состояниями самого этого органа.

Тип первый

Уравновешенность, присущая человеку по сравнению с прочими существами.

Такая уравновешенность есть нечто, обладающее извест­ной широтой; широта ее  не ограничена каким-либо  пределом, но и не зависит от случая; напротив, избыток и недостаток ее имеют границы, при выходе из которых натура перестает быть натурой человека.

Воторой тип

Что же касается второго типа, то это середина между крайностями широты натуры. Такая уравновешенность бывает У человека самой средней категории, находящегося в самой середине того возраста, когда рост достигает крайнего предела.

Хотя она и не является той истинной уравновешенностью, что упомянута в начале параграфа, и существование которой счи­тают невозможным, но все же это одна из тех вещей, которые найти трудно. Такой человек тоже приближается к упомянутой истинной уравновешенности не по прихоти случая; его горячие органы, как например, сердце; холодные, как например, мозг; влажные как например, печень; и сухие, как например, кости,- все  под стать друг другу. Когда они соответственны по силам  и соразмерны, то приближаются к истинной уравновешенности. Что же касается уравновешенности с точки зрения каждого органа самого по себе, то нет! Они не уравновешены, за иск­лючением одного органа, а именно кожи, как мы это опишем после.

Что же касается до уравновешенности в отношении пневмы и главенствующих органов, то тело не может приблизиться благодаря этому к истинной уравновешенности; напротив, оно всегда переходит к чрезмерной теплоте и влажности. Дело в том, что начало жизни - сердце и пневма - оба очень горячи и склонны к избытку теплоты. Жизнь происходит от теплоты, а рост от влажности; больше того, теплота возникает от влаж­ности и питается влажностью.

Как мы это изъясним впоследствии, главенствующих орга­нов - три. Холодный из них один - это мозг, и холод его не таков, чтобы сравняться с жаром сердца. Сухой или близкий к сухости среди главенствующих органов тоже  один - это сердце, но сухость его не такова, чтобы сравняться с нату­рой влажности мозга или печени. Мозг тоже не так холоден, как горячо сердце, и сердце не так сухо, как влажен мозг, но сердце по сравнению с другими органами является сухим, а мозг по сравнению с другими органами является холод­ным.

Третий тип

Что касается третьего типа, то он менее широк, чем первый тип, то есть видовая уравновешенность, но ему все же  присуща порядочная широта. Это натура, подходящая для того или иного народа, в соответствии с той или иной зоной обитания и той или иной атмосферой. Так, индийцам присуща общая им всем натура, благодаря которой они здоровы, а у славян - другая натура, свой­ственная исключительно им одним и сохраняющая их здоровыми. Каждая из этих двух натур уравновешенна по отношению к дан­ному роду людей  и не уравновешенна по отношению к людям  другого рода. Если придать телу индийца натуру славянина, то индиец заболеет или даже  погибнет; таким же будет и состояние тела славянина, если ему придать натуру индийца. Следовательно, каждому роду жителей обитаемого мира присуща особая натура, соответствующая атмосфере его климата. Эта натура обладает из- вестной  широтой и этой широте присущи две крайности - из­быток и недостаток.

Четвертый тип

Четвертый тип-это середина между крайностями широты натур определенной зоны обитания. Такая натура яв­ляется наиболее уравновешенной для данного рода людей.

Пятый тип

Пятый тип более узок, чем первый и третий. Это натура, которой должно обладать определенное лицо, чтобы существовать, жить и здравствовать. Ей тоже присуща широта, ограничиваемая двумя крайностями - избытком и недостатком. Тебе должно знать, что каждый отдельный человек предрасположен к определенной натуре, присущей ему лично; редко бывает или совсем невозможно,  чтобы кто-нибудь другой имел одинаковую с ним натуру.

Шестой тип

Что же касается шестого типа, то это тоже нечто среднее между теми же двумя границами. Когда человек имеет такую натуру, то этот человек обладает наибольшей уравновешенностью, какую ему положено иметь.

Седьмой тип

Седьмой тип -это натура, которую должно иметь каж­дой разновидности органов и которая отличает ее от другой разновидности. Уравновешенность, присущая кости, состоит в том, что в кости преобладает сухое, а присущая мозгу - в том, что в мозгу преобладает влажное; уравновешенность, присущая сердцу - в том, что в сердце преобладает горячее, а присущая нерву - в том, что в нерве преобладает холодное. Эта натура тоже обладает известной широтой, которая ограничена край­ностями избытка и недостатка; она меньше широты упомянутых прежде натур.

Восьмой тип

Восьмой тип-это уравновешенность, особо присущая каждому органу, чтобы орган имел наилучшую натуру, какая у него может быть. Она - средняя между двумя этими пределами, и если какому-либо органу достается такая натура, он оказывается в превосходнейшем состоянии, в каком ему положено пре­бывать.

Когда мы рассмотрим виды живых существ, то наиболее близкими из них к истинной уравновешенности окажется чело­век; рассмотрев роды людей, мы удостоверимся, что, если люди живут в месте, равном по благоденствию экватору, и если благоденствию не препятствует какая-либо причина, относяща­яся к земным вещам - я разумею горы или моря,- то его оби­татели должны быть родом людей, наиболее близким к истинной уравновешенности. Достоверно, что мнение, которое иногда встречается в книгах, будто в таких местах уравновешенность нарушена по причине близости солнца, есть мнение порочное. Дело в том, что в подобных местах пребывание солнца в зените менее мучительно и не так изменяет температуру воздуха, как близость солнца к земле в иных областях или более вы­соких широтах,даже если солнце и не стоит в зените. К тому же все жизненные обстоятельства обитателей близких к эк­ватору мест превосходны и взаимно подобны; воздух не нарушает их благосостояния ощутимым образом, а наоборот, всегда соответствует их натуре. Для доказательства правиль­ности такого мнения мы уже раньше составили трактат.

Наиболее уравновешенным родом людей после них являются обитатели четвертого климата: они не так страдают от жары, как жители большинства областей второго и третьего климата, от того, что солнце через известные промежутки времени долго оказывается у них над головой, после того, как удалится от них, но и не являются, так сказать , «сырыми» и «недозрелыми», как обитатели большинства областей пятого климата и более отда­ленных от него широт, из-за того, что солнце долго находится не над их головами.

А среди отдельных особей человек является самой уравно­вешенной особью самого уравновешенного рода, самого урав­новешенного вида существ .

Что же касается уравновешенности органов, то из преды­дущего уже ясно, что главенствующие органы не очень близки к истинной уравновешенности. Напротив, даже должно знать, что мясо - наиболее близкий к такой уравновешенности орган, а еще ближе него - кожа: ведь на кожу почти не оказывает действия вода, смешанная поровну - наполовину ледяная, на­половину кипящая, и в ней почти уравновешенно согревающее действие жили крови и охлаждающее действие нервов. Кожа также не испытывает воздействия тела, хорошо смешанного из самого сухого и самого мягкого вещества, когда оба эти ве­щества присутствуют в нем поровну. Известно, что такое тело не действует на кожу только потому, что кожа его не чув­ствует. Оно подобно коже и поэтому кожа не испытывает его действия; если бы оно отличалось от кожи, то кожа, наверное, ощущала бы его действие. Вещи, сходные по элементам и противоположные по естественным свойствам, испытывают воз­действие друг друга. Не испытывают воздействия других вещей только вещи, имеющие те же качества, так как эти одинаковые по качествам вещи сходны с ними.

Наиболее уравновешенный участок  кожи - кожа руки: на­иболее уравновешенный участок  кожи руки - кожа кисти; на­иболее уравновешенный участок кожи кисти - кожа ладони; наиболее уравновешенный участок ее - кожа на пальцах, причем самой уравновешенной является кожа указательного пальца, а на указательном пальце самой уравновешенной яв­ляется кожа ногтевого сустава. Поэтому именно кожа ногтевого сустава указательного пальца, а также и других пальцев, почти всегда судит, в силу своего естества, о величине осязаемых вещей. Ведь судья должен быть одинаково склонен к обеим сторонам, чтобы чувствовать, что какая-либо сторона вышла  за пределы середины и справедливости. Вдобавок к тому, что ты уже знаешь, тебе следует знать, что когда мы говорим: «лекарство уравновешено», то не имеем в виду, что оно уравновешено на самом деле, ибо это невозможно, и не хотим также сказать, что его натуре присуща человеческая урав­новешенность: в таком случае это лекарство принадлежало бы к самой субстанции человека. Нет, это значит, что, когда ле­карство подвергается действию прирожденной теплоты в теле человека и приобретает новое качество, это качество не отходит от качества человека в сторону нарушения равенства и не оказывает действия, разрушающего уравновешенность, яв­ляясь как бы уравновешенным в отношении своего действия на тело человека.

Таким же образом, говоря, что лекарство горячее или хо­лодное, мы не разумеем, что лекарство по всей субстанции является предельно горячим или холодным или же - что оно по субстанции своей холодней или горячей человеческого тела; будь это так, уравновешенной являлась бы вещь, натура которой тождественна натуре человека. Нет, мы подразумеваем под этим, что от такого лекарства в теле человека возникают теп­лота или холод, превосходящие теплоту или холод человеческого тела. Поэтому лекарство бывает холодным по отношению к телу человека и горячим по отношению к телу скорпиона, горячим по отношению к телу человека и холодным по отношению к телу змеи; больше того; одно и то же лекарство бывает более горячим по отношению к телу Амра, чем по отношению к телу Зейда; поэтому лечащимся больным велят не употреблять по­стоянно одно и то же лекарство для изменения натуры, если оно не полезно.

Теперь, когда мы все сказали об уравновешенной натуре, перейдем к неуравновешенной и скажем, что неуравновешенных натур,- все равно, брать ли их по отношению к виду, роду, особи или органу - будет восемь, и у них есть то общее, что они противоположны уравновешенной натуре.

Эти восемь натур возникают следующим образом.

Натура, выходящая за пределы уравновешенности, может быть либо простой - в этом случае нарушение уравновешенности име­ет место в отношении одной из двух противоположностей,- либо сложной - тогда нарушение равновесия происходит одновременно в отношении обеих противоположностей. Простое нарушение, ка­сающееся одной из противоположностей, может относиться к противоположности активной, и в таком случае это проявляется двояким образом. А именно, натура  бывает более горячей, чем следует, но не более влажной, чем следует, и не более сухой, чем следует, или же более холодной, чем следует, но не более сухой, чем следует, и не более влажной, чем следует. Но нарушение  может относиться и к противоположности пассивной, и что тоже  происходит двояким образом. А именно: натура мо­жет быть суше, чем следует, не будучи горячей или холодной, чем следует, и может быть влажней, чем следует, не будучи горячей или холодней, чем следует. Но эти четыре нарушения не постоянны и не остаются устойчивыми сколько-нибудь про­должительное время. Более горячая, чем следует, натура  делает тело суше, чем следует, а более холодная, благодаря посторонней влаге, делает тело человека влажнее, чем следует. Более сухая, чем следует, натура  быстро делает тело холоднее, чем следует, а более влажная, чем следует, если влажность чрезмерна, ох­лаждает тело еще скорее, чем более сухая; если же влажность не чрезмерна, то такая натура сохраняет тело здоровым более долгое время, но в конце концов делает его холоднее, чем сле­дует. Из этого ты поймешь, что уравновешенность и здоровье более связаны с теплотой, нежели с холодом. Вот каковы четыре простых неуравновешенных натуры.

Что же касается сложных, при которых нарушения уравновешенности относятся к обеим противоположностям од­новременно, то натура может быть, например, вместе и горячей, и влажнее, чем следует, или горячей и суше, чем следует, или холодней и влажней, чем следует, или холодней и суше, чем следует; однако, невозможно, чтобы натура была сразу горячей и холодней, чем следует, или влажней и суше, чем следует.

Каждая из этих восьми натур обязательно бывает:

  1. либо без материи, т. е. дурного сока; I I это значит, что такая натура возникает в теле как одиночное качество, а не так, чтобы тело приобрело это качество вследствие про­никновения в него жидкости, придающей такое качество, и со­ответственно изменилось; такова, например, теплота вещей, растертых в порошок, и холодность студеной, остуженной, ох­лажденной снегом воды;
  2.    либо с материей, т. е. с дурным соком; это значит, что тело приобретает качество такой натуры благодаря присутствию проникшей в него жидкости, в которой преобладает данное ка­чество. Таково охлаждение тела человека из-за стекловидной слизй или разгорячение его из-за желчи, имеющей цвет порея. В Книгах третьей и четвертой ты найдешь примеры для каждой из этих шестнадцати натур.

Знай, что натура с материей бывает двух видов. А именно, орган иногда погружен в материю, т. е. в дурной сок ; и омочен ею, иногда же материя заключена в его протоках и внутренних частях. Иногда заключенная в органе и проникшая в него  материя вызывает опухание, а иногда - нет.

Вот все, что следует сказать о натуре. А то, что врач не может постигнуть сам, пусть принимает на веру от природоведа, как нечто установленное всеобщим согласием.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 29.03.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии