О душевных постигающих силах

Медицина - Понятия медицины

(1 Проголосовало)

Автор: Ali Sino

Душевная сила охватывает две силы, для которых она яв­ляется как бы родовым понятием . Одна из них - постигающая сила, другая - движущая сила. Постигающая сила является как бы родовым понятием для двух сил: силы, постигающей во вне, и силы, постигающей внутри. Сила, постигающая во вне, это сила ощущения, и она является как бы родовым понятием, по мнению одних,- для пяти, по мнению других - для восьми сил. Если считают пять, то это будет сила зрения, сила слуха, сила обоняния, сила вкуса и сила осязания, а если считают восемь, то причина этого в том, что большинство исследователей видит в осязании множество сил, точнее - четыре силы. Они связы­вают каждый из четырех родов осязаемых вещей с особой силой, хотя эта сила действует сообща с другой силой J в ощущающем органе, как вкус и осязание в языке, зрение и осязание в глазу. Но проверка истинности этого - дело философа.

Сила, постигающая внутри, то есть животная сила, является как бы родовым понятием для пяти сил Одна из них - это сила, которую называют общим чувством и воображением. Вра­чи считают общее чувство и воображение за одну силу, а исследователи-философы - за две. Общее чувство - это чувст­во, которым постигаются все ощущаемые вещи. Оно испытывает действие их образов, и эти образы в нем собираются. А во­ображение- это сила, которая сохраняет образы ощущаемых вещей после того, как они соберутся, и удерживает их, когда они скрываются от чувства. Из этих двух сил воспринимающая сила не тождественна сохраняющей. Установление истины в этом вопросе  - тоже дело философа.

Как бы то ни было, но местом пребывания этих сил и источником их действия является передний желудочек мозга.

Вторая сила есть сила, которую врачи называют силой мыс­лящей, тогда как исследователи иногда называют ее во­ображающей, а иногда - мыслящей. Если ее использует живо­тная сила инстинкта, о которой мы будем говорить после, или она принимается действовать сама по себе, ее называют «во­ображающей», если же к ней обращается логическая сила и расходует ее на то, что дает от нее пользу,  то ее называют  «мыслящей силой». Различие между этой силой и первой, ка­кова бы она ни была, заключается в том, что первая воспри­нимает или сохраняет ощущаемые образы, которые притекают к ней, а вторая распоряжается образами, хранящимися в во­ображении, производя над ними сочетание или разделение, и вызывает различные образы, подобные тому, что доставляется ощущением, или отличающиеся от них, как например, образ летящего человека , горы из изумруда и тому подобное.

Что же касается воображения, то эта сила  призывает его толь­ко для восприятия впечатлений от ощущения. Местопребы­ванием этой силы является средний желудочек мозга.

Вышеупомянутая сила есть орудие силы, которая в дейст­вительности является у животного внутренне постигающей, то есть инстинкт. Инстинкт  - это та сила, которая определяет в сознании животного не логическим путем, что волк есть враг, что детеныш дорог, что тот, кто заботится о корме - друг, и от него не бегут. Враждебность и любовь не являются ощу­тимыми вещами, и животное не постигает их чувством; следо­вательно, о любви и о вражде судит и их постигает другая сила, хотя это постижение и не является логическим. Однако это обязательно будет постижением, хотя и не логическим. Человек тоже пользуется этой силой при многих своих реше­ниях и идет в этом по пути животного, не способного  к логическому мышлению .

Эта сила отличается от воображения, ибо воображение закрепляет ощущения, а инстинкт  судит об ощущаемых вещах при помощи сущностей неощущаемых. Инстинкт отличается также от силы, которую называют «мыслящей» или «представ­ляющей», ибо действия, порождаемые инстинктом, не сопро­вождаются каким-либо суждением, тогда как действие мысля­щей силы сопровождается неким суждением; вернее сказать, она представляет собой ряд суждений. Кроме того, действие воображающей силы сочетается в ощущаемых вещах, а дей­ствие, порождаемое инстинктом, есть суждение об ощущае­мом, вытекающее из сущностей, стоящих вне ощущаемого. Так же, как чувство у животных судит об ощущаемых образах, так и инстинкт судит о тех сущностях этих образов, которые достигают инстинкта, но не достигают чувства.

Есть люди, которые, говоря в переносном смысле, называют эту силу воображением. Это им позволительно, ибо нечего пререкаться о названиях, а нужно, чтобы было понятно значе­ние определений и различие вещей.

Эту силу врач не стремится познать, так как вред от ее действий является следствием вредоносных действий других сил, которые функционировали раньше, как например, представ­ления, воображения, воспоминания, о чем мы будем говорить после. Врач же рассматривает только такие силы, которые, когда их действия становятся вредоносными, вызывают болезнь. Ес­ли же за действием силы следует вред, являющийся результатом вреда, вызванного действием силы, которая функционировала раньше, и этот вред порожден дурной натурой или плохим со­четанием частиц в каком-либо органе, то врачу достаточно знать, что этот вред последовал по причине дурной натуры данного органа или плохого сочетания частиц, чтобы

исправить его лечением или остерегаться его; он не обязан знать, каково состояние силы, до которой что-либо доходит только через посредствующее звено, если ему известно состоя­ние силы, до которой то же самое доходит непосредственно.

Третья сила, о которой говорят врачи,- при философском исследовании она оказывается  пятой или четвертой - есть си­ла, сохраняющая или памятующая. Она служит хранилищем доходящих до разума сущностей ощущаемых вещей, но не их образов, воспринимаемых ощущениями, и местом ее пребывания является задний желудочек мозга. Здесь как будто уместно философски рассмотреть вопрос, являются ли сохраняющая сила и сила памятующая, которая возвращает исчезнувшие из памяти впечатления разума, одной силой или двумя силами, но это не обязательно для врача, так как повреждения, пости­гающие какую-либо из этих сил, сродни между собой; это повреждения, которые поражают задний желудочек мозга и принадлежат либо к категории натур, либо к категории соче­таний частиц .

Что же касается остающейся силы из постигающих сил души, то это сила логическая, присущая человеку. Но поскольку сила инстинкта не подлежит рассмотрению врачей по причине, ко­торую мы изложили,  то им тем более не следует рассматривать силу логическую. Напротив, их рассмотрение огра­ничивается только действиями трех упомянутых сил, не более.

Движущие душевные силы

Что касается движущей силы, то это та сила, которая на­тягивает сухожилия и ослабляет их; она двигает органы и со­членения, отпуская их и отводя. Проход для  этой силы - в нервах, примыкающих к мышцам Этот род сил разделяется на категории соответственно категориям источников движе­ния, так что в каждой мышце оказывается движущая сила другого естества, которая следует величию разума, вызывающе­го волевой импульс.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 20.04.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии