Лечение проказы

Медицина - Болезни и их причины

(1 Проголосовало)

Автор: Ali Sino

При проказе тебе следует поспешить с опорожнением и очищением, пока болезнь не усилилась. Если ты убедил­ся, что в теле много испорченной крови, то нужно по­скорей и поосновательней пустить больному кровь, хотя бы даже из обеих рук, но если ты в этом не удостоверился, не отворяй кровь, ибо кровопускание из больших сосудов при проказе нередко очень  вредит - больше, нежели  помогает. Но, если опасаются пускать кровь из больших сосудов, то иногда велят отворять ответвления маленьких вен, в особенности, когда известно, что холодная кровь находится в наружных сосудах и кровопускание будет бо­лее действенно, нежели банки и пиявки, и меньше повре­дит внутренностям; такие сосуды, это, например, вены на лбу и на носу.

Однако в большинстве случаев кровопускание при ле­чении этой болезни необходимо; одно из явлений, тре­бующих этого,- стеснение и затрудненность дыхания. Нередко приходится пускать кровь из шейной вены при сильной охриплости голоса и опасности задушения. Если больному пустили кровь, необходимо дать ему отдохнуть неделю, а после этого произвести опорожнение при помо­щи, например, ийараджа с лугазийей или ийараджа с мя­котью колоквинта. Опоражнивают также отварами и пилю­лями, приготовленными из горькой полыни, ладана, поли­подиума, черных или кабульских миробаланов, морозника черного, ляпис-лазури или армянского камня. Невредно подмешать к этому мякоти колоквинта, а также смолы скаммония, особенно, если имеется налицо желтая желчь; к смоле скаммония добавляют сабура или бешеного огур­ца. Тийадаритус тоже хорош в этом случае, ийарадж

фикра, особенно если усилить его смолой скаммония,- одно из отличных слабительных для прокаженных, тем более,  если добавить чуточку харбака или положить вместе с ииараджем армянского камня. Но летом сле­дует облегчать лекарство и не класть в отвар сильных средств, чтобы болезнь не поднялась и не разошлась по телу.

Отвар для прокаженных. Берут желтых миробала­нов и черных миробаланов - каждого по десять дирхамов, ажгона - пять дирхамов, хорошей асафетиды - полдирха­ма, изюма, очищенного от косточек,- полманна и варят в трех кувшинах воды, пока ее не останется одна треть. Состав отжимают, процеживают, примешивают пять дирха­мов меду и дают выпить, а тело больного натирают топ­леным маслом и заставляют его сидеть на солнце, пока он не пропотеет. Или пусть пройдет семьдесят шагов, а потом ляжет и поворачивается к солнцу то правым, то левым боком, то спиною, то животом; после этого пусть поест хлеба с медом. Этим лекарством поят так, как мы описали, в течение семи дней, и каждый день варят его наново.

При лечении тех, у кого проказа еще не упрочилась, недостаточно однократного опорожнения; нет, их прихо­дится иногда опорожнять дважды в месяц или каждый месяц, по разу, смотря по тому, чего требует наблюдение, и применяя при этом умеренные по силе лекарства. Иногда каждый день, сорок дней подряд, осторожно вы­зывают послабление на один или два присеста, при помо­щи слабых послабляющих лекарств, из упомянутых выше; что же касается очень сильных, вроде харбака и тому по­добного, и обильных по количеству лекарств, то их доста­точно давать раз в год весной и раз осенью или немно­го чаще. Надлежит также производить у таких больных очищение мозга при помощи, например, полосканий для горла, упоминаемых в параграфах о заболеваниях головы, и хорошо известных чихательных средств.

Пропись чихательного средства. Берут перца длинного, чистотела, дымянки и внутренности эмбелии - каждого по дирхаму, мускатного ореха, диктамна - каж­дого по полдирхама, выжатого сока прутняка - три кутули, кунжутного масла - три кутули, смешивают и варят, пока не уйдет вся вода, а затем отцеживают жидкость и хранят ее в склянке. В ноздри больному вводят столь­ко жидкости, сколько они могут вместить, а потом, после многих таких процедур, впускают в нос увлажняю­щие средства.

Прокаженным следует воздерживаться от всего сушаще­го и рассеивающего естественную влагу, им запрещается утомляться и расстраиваться и предписывается переехать из данной местности в другую, с противоположным ей воздухом. По очищении их следует поить различными маслами, например, миндальным маслом с выжимками винограда, делая это после того, как их несколько раз опорожнят. Подобает им также заниматься физическими упражнениями - каждое утро, после того, как отойдут из кишок излишки, и их следует заставлять кричать громким голосом, прыгать и бороться. Потом их растирают, а если они вспотели, осушают испарину и после этого умаща­ют маслами, уравновешенными по натуре в отношении теплоты и холодности и в большинстве случаев увлажня­ющими, а в начале болезни - укрепляющими, ибо про­каженные вначале нуждаются в таких укрепляющих сред­ствах, как миробаланы или галлы с уксусом. Иногда при­меняют втирание масла с женским молоком, которое также следует вводить в нос, если там велика сухость; если же поднимается тошнота, то вызывают рвоту. Перед этим лучше всего выкупать больного в бане и затем втирать масло; втирать после купания следует, например, масло мирта и мастикса и масло из цветков винограда или мас­ло дрока, а также масло куста в конечности. После это­го больному дают полчаса отдохнуть, а затем вызывают у него рвоту при помощи перышка и дают выпить немного горькой полыни.

Иногда приходится растирать больного в бане разрежен­ными и растворяющими снадобьями, в состав которых входит сода, сера, ягоды лавра и столярный клей или даже горчица, а также сатар, перец, длинный перец, слюногон, живокость, сабур и мята, или накладывать ему на суста­вы повязки из этих лекарств. Нередко, а именно в тех случаях, когда больного заставляют  выкупаться, необхо­димым оказывается даже фурбийун, чтобы растворить из­лишки и вызвать испарину; заставлять таких больных про­потеть - отличное правило лечения. Иногда их натирают терьяком шамса и кафтарганом, и такие втирания нередко приходится делать на жарком солнце; лучшая вода для омовения их в бане - вода, в которой варили пажитник с хорошим мылом. Прокаженному следует совершенно отказаться от совокупления.

Что же касается тех вещей, которыми поят прокажен­ных, то к числу превосходных лекарств для них принад­лежит терьяк фарук, приготовленный с мясом гадюки, а также терьяк из четырех  лекарств, кафтарган и диа- кибриса; иногда эти лекарства вводятся также в нос. Поят и одними лепешечками из гадюки, мискал за мискалом, в густом или уваренном наполовину вине, или лепешечками из морского лука.

Знай, что мясо гадюки или то, что имеет силу ее мяса,- одно из драгоценнейших лекарств для прокажен­ных. Не следует брать гадюк, водящихся на солончаках, на берегах рек или в болотах - в большинстве случаев пользы от них мало, многие из них опасны, ибо вызыва­ют жажду и губят этим больного,- и лучше выбирать га­дюк горных, в особенности белых: Им разом отрезают голову и хвост, и если из змеи вытекает много крови и она долгое время остается живой и сильно бьется - это именно то, что нужно, а иначе ее выбрасывают; подходя­щие гадюки лишь те, из которых вытекает много крови и которые долго бьются после того, как их зарежут. Га­дюку чистят, варят так, как мы еще скажем, и едят ее мясо и бульон из нее.

Многие прокаженные выздоравливают, выпив вина, в котором издохла или которое полакала гадюка; это быва­ет случайно или вследствие покушения на убийство про­каженного, чтобы он умер и избавился от мучений и избавил от себя людей; так делают, повинуясь грезам и сновидениям.

Рассол гадюки тоже полезен. Что же касается похлеб­ки из гадюки, то берут гадюк с отрезанными концами, очищенных от внутренностей, и отваривают с пореем, укропом и нутом, добавив немного соли. Их варят в большом количестве воды, пока они не разварятся, тут же вынимают кости, очищают с них мясо и употребляют, съедая мясо и подбирая бульон мякишем белого хлеба. Иногда вместе с гадюкой кладут немного мяса птенца голубя, чтобы бульон стал получше.

При этом способе лечения польза нередко сначала не проявляется, но потом сразу становится явной, а иногда выздоровлению предшествует утрата на несколько дней разума. Признаком проявления пользы от гадюки и при­хода того времени, когда следует воздержаться от ее упот­ребления, служит то, что прокаженного вдруг начинает раздувать, потом он иногда лишается разума, а потом с него слезает вся кожа, и он поправляется. Если у него не мутится в голове и его не раздувает, то такое лечение следует повторить еще раз.

Вот еще одно средство, которое предписывают при этой болезни. Убивают черную, сбросившую кожу гадюку, за­капывают ее в землю и держат там, пока в ней не заве­дутся черви. Потом ее вынимают вместе с червями и вы­сушивают; больного с крайней степенью проказы поят этим три дня, по дирхаму в день, с медовым вином.

Помогают также и втирания веществ с силой гадюки, например, оливкового масла, в котором ее варили, или такое лекарство: берут черную, сбросившую кожу гадюку, кладут в котелок и наливают туда восемь укий крепкого уксуса и одну укийю воды. Потом в котелок кладут свежего клоповника широколистного и корня аронника - того и другого по две укийи и варят все это на слабом огне, пока змея не разварится; после этого жидкость .от­цеживают и растирают ею, обрив предварительно бороду и голову. Это делают три дня, и у прокаженных слезает дур­ная кожа и заменяется здоровой кожей и мясом.

Растирание прокаженного увлажняющими лекарствами умеренной теплоты помогает в некоторых случаях, если усиливается сухость. Полезно также вводить ему в нос, например, фиалковое масло, в которое положили немно­го масла желтофиоля, или сало хищников, бычачье или птичье, или масло куста или дрока. Масло касатика предо­храняет конечности, но только после очищения тела, а до очищения его никогда не втирают, ибо оно закупори­вает поры.

К хорошим питьевым средствам для прокаженных при­надлежит бузурджали и лекарство сулаха. Молоко - одна из самых подходящих вещей для лечения проказы, осо­бенно при затрудненности и стеснении дыхания и охрип­лости голоса, а также в перерывах между опорожнениями; молоко следует пить как только его выдоят. К числу по­лезнейших при этом средств принадлежит молоко овцы, которого нужно выпивать столько, сколько больной может переварить; ограничивать питание, если это возможно, одним лишь овечьим молоком очень полезно, а когда необходимо дать еще что-нибудь, то пусть, по возмож­ности, не добавляют к молоку ничего, кроме чистого хле­ба, исфидбаджей с бараньим мясом и тому подобных яств, о которых мы еще упомянем. Когда же дыхание снова на­ладится, следует оставить молоко и приняться за острые вещи, дабы вызвать ими рвоту, но не с какой-либо дру­гой целью, и произвести опорожнение уже указанными средствами; после этого, если нужно, снова дают моло­ка до упомянутого предела; такое лечение следует  повторить несколько раз в год.

Что же касается больных, у которых проказа упрочи­лась, то в этом случае не должно заниматься кровопуска­нием или послаблением при помощи сильных лекарств, ибо излишки у них только движутся, но не выделяются наоборот, надлежит осторожно отклонить соки к кишкам, а снаружи употреблять рассасывающие и рассеивающие средства.

Вот один из добротных напитков для таких больных; берут уксуса - полторы укийи, китрана - столько же и выжатого сока сырой дикой капусты - три укийи, смеши­вают все это и дают пить утром и вечером. Или берут десять киратов опилок слоновой кости и дают их выпить в трех укийах вина с топленым маслом, или берут асава- фетиды с медом - около джавзы, или дирхамов десять морского лука с медовым вином, сгущенным наподобие лекарства для слизывания, или еще кумина - пять дир­хамов в таком количестве меда, ибы состав загустел, как лекарство для слизывания. Хорош также выжатый сок мяты в количестве от трех до шести кавасов; соленую рыбу следует по временам употреблять при приеме лекарств, а от очень острых вещей пусть воздерживаются, прибегая к ним только, чтобы вызвать рвоту, или в качестве припра­вы к тому, что употребляют в пищу.

Иногда прокаженных пользуют прижиганиями, часто рассеивая их по различным органам, например, прижи­гают темя, швы на черепе, основание гортани, виски, за­тылок, суставы на руках и ногах. Говорит один из врачей: При первой же угрозе проказы следует сделать прижига­ние - одно на передней части головы, выше темени, и другое - пониже, а также в том месте, откуда стригут волосы,- над бровями. Еще одно прижигание делают на правой части головы, другое - на левой и одно - сзади, над затылочной ямкой; два прижигания делают возле че­шуйчатых швов и одно - на селезенке. Прижигания про­изводят легким, тонким инструментом, и когда прижига­ют голову,следует доходить до кости, чтобы кость облупи­лась, повторяя прижигания хотя бы много, раз. Предва­рительно надлежит защитить мозг, дабы прижигание не достигло его в такой мере, чтобы испортить натуру; невеж­ды нередко убивают этим больного, если у них недоста­точно легкая рука.

Описание сложных лекарств, полезных для прокаженных. К числу их принадлежит бузурджали и аконитовое лекарство, которое при этой болезни заменя­ет мясо гадюки. Для бузурджали есть множество прописей, упоминаемых и испробованных индийцами, и одно из из­вестных его описаний таково: берут черных миробаланов и индийской дымянки - того и другого по десять дирха­мов, длинного перца - пять дирхамов, белого аконита - два дирхама с половиной, толкут, смачивают топленым ко­ровьим маслом и замешивают на меду. На прием дают от мискала до двух дирхамов после очищения тела, и если его принимать с таким же количеством мускусного лекарства, можно не опасаться, что оно повредит, так как мускусное лекарство служит от него противоядием.

Описание лекарства, именуемого величайшим бузурджали. Это лекарство есть джаванджаран, помо­гающий от проказы, бараса, бахака, лишая, желтой воды, чесотки и застарелого джараба; он укрепляет разум, уст­раняет забывчивость, хорошо укрепляет память и полезен при обмороке, и индийские ученые приготовляют его для своих царей.

Его составные части. Берут желтых, беллерических и эмблических миробаланов и индийской дымянки - каж­дого по четырнадцати дирхамов, мускатного ореха, мелегет- ского перца, корок ладана, дикого укропа, валерианы, перца, длинного перца, корня перечного дерева, нарикайсарагранатника, качима, выжатого сока морского лука, индийского сададжа - каждого по восьми мискалов, хоро­шего голубого аконита - четыре мискала. Эти лекарства толкут и просеивают, причем аконит растирают отдельно перед тем как растирать другие лекарства, и тот, кто его толчет, завязывает себе нос и рот тряпицей, предвари­тельно смазав ее топленым коровьим маслом. Потом берут хорошего харранского или седжестанского фаниза - два с половиной манна, считая по-багдадски, ломают его, бросают в железный котелок и наливают туда столько воды, чтобы он растаял. Когда фаниз растает, сними котелок с огня, насыпь туда лекарства и хорошенько их замеси, а потом приготовь из них орешки - каждый ве­сом в мискал, и давай ежедневно натощак по орешку с теплой водой или с набизом.

Приготовление лекарства с сулахой. Это вели­кое индийское лекарство вроде бузурджали, оно помогает также от выпадения ресниц и побеления  волос, от одышки, перебоев, слабости аппетита, чрезмерного поно­са, водянки, желтухи, скудости семени и почечуя, омола­живает стариков и приносит пользу при чесотке и язвах.

Его пропись. Берут очищенной и промытой сулахи - двести шестьдесят мискалов,- а сулаха это моча гор­ных козлов, которую именуют так потому, что козлы в дни возбуждения мочатся на скалу в горах, называемую сулаха, и скала чернеет, и моча уподобляется жирной жидкой смоле - и еще берут желтых, беллерических и эмблических миробаланов, перца, длинного перца, лав­рового дерева, мелегетского перца, кирфы, мускатного цвета, алойного дерева, балы, дикары, конкреций бамбу­ка, аэтита, эмбелии и кожуры мускатного ореха - каж­дого по четыре мискала, бделлия - двести шестьдесят  мискалов, сахара-леденца - сто сорок  мискалов, чер­вонного золота, чистого серебра, красной меди, железа, свинца и булата - каждого по восьми мискалов. Метал­лы жгут, растирают и просеивают вместе с лекарствами и все это смешивают с медом и топленым мелом и уби­рают в зеленую стеклянную банку; на прием дают это­го один мискал с овечьим молоком и теплой водой. Меду, с которого сняли пену, добавляют туда шестьде­сят семь мискалов, а топленого масла - тридцать четы­ре мискала. Если это лекарство сварить, будет лучше, ибо оно тогда поднимается как тесто, и доходит в двадцать один день.

Способ пережигания булата. Булат разбивают на плас­тинки, потом варят желтые, беллерические и эмблические миробаланы, отцеживают воду, наливают ее в медный котелок и зажигают под котелком небольшой огонь, а булат накаливают докрасна, погружают в эту воду и сно­ва кладут на огонь, чтобы он покраснел, и когда он по­краснеет, опять опускают его в воду, и это повторяют двадцать один раз. Потом воду отцеживают, собирают с булата осадок, снова ставят котелок на огонь и наливают туда коровьей мочи. А железо накаливают и тоже опуска­ют его в этот котелок двадцать один раз, и собирают осадок железа, пока его не получится восемь мискалов, а осадка булата - также восемь мискалов; с медью делают то же самое, пока осадка от нее не получится полных во­семь мискалов.

Что же касается серебра, то его пилят напильником, чтобы оно превратилось в пыль, и кипятят с соленой во­дой в железном черпаке, пока оно, как следует, не сго­рит, а если серебро не сгорает, положи в черпак немно­го желтой серы, и тогда оно сгорит. Серебра тоже бе­рут восемь мискалов, и все эти вещества толкут и просеи­вают.

А золото сжигают так: его следует пилить напильни­ком, пока оно не станет как пыль, и пусть вместе с зо­лотом будет мискал ануха, то есть свинца. Свинец пилят с золотом, пока они не сплавятся в одно, потом оставля­ют на некоторое время и затем опять пилят и добавляют к этому еще мискал свинца. Затем все это опять пилят напильником, бросают в черпак, заливают соленой водой и кипятят, пока не уйдет вода и не останется только зо­лото со свинцом. После этого их мелко толкут в ступке, так что они превращаются в порошок, и подмешивают к лекарствам.

Что же касается очищениясулахи, то для этого берут сока якорцев и коровьей мочи и наливают на сулаху в железный котелок в таком количестве, чтобы ее залить. Котелок оставляют некоторое время на горячем солнце, и затем состав сильно растирают и сцеживают с него воду в железный сосуд, который тоже держат на горячем солнце три дня. После этого воду отцеживают, собирают густой осадок и опять заливают сулаху соком якорцев и мочой. Состав обрабатывают так же, как и в первый раз, и по­вторяют это трижды, а потом ставят на солнце на двадцать один день, так что состав густеет и становится подобным меду и черным, как деготь.

Описание малой сулахи. Ее полезные свойства таковы же, как у большой. Берут очищенной сулахи - одну часть и бделлия - четыре части, толкут бделлий с таким же количеством по весу меда, с тем же количеством сахара и половинным против меда количеством топленого коро­вьего масла и кладут в склянку. На прием дают один мис­кал с теплым коровьим молоком.

Описание полезного лекарства от проказы. Бе­рут очищенных черных миробаланов, очищенных желтых миробаланов и имбиря - каждого по одиннадцати  дирхамов, ажгона - пять дирхамов, хорошей асафетиды - три дирхама и очищенного изюма - полмаккука и варят в трех давраках воды,- а даврак это четыре ритла по-баг­дадски,- пока не уйдет воды две трети и не останется треть; затем состав отжимают и процеживают и кладут в отцеженную жидкость достаточное количество меда. Боль­ному дают выпить ритл этого лекарства, тут же на месте мажут ему тело топленым маслом и заставляют его сидеть на солнце, пока он не пропотеет, или, если он может, ве­лят ему пройти семьдесят шагов и ложится то на правый бок, то на левый, то на живот, то на спину. Семь дней он питается только хлебом и медом в умеренном количест­ве, лекарства ему каждый день приготовляют свежие.

Описание мази от проказы. Берут черную, сбро­сившую кожу гадюку, убивают ее, кладут в котел и на­ливают туда восемь укий крепкого уксуса, укийю воды и по две укийи свежей дымянки и корня аронника. Все это варят на слабом огне, пока змея не разварится, процежи­вают жидкость сквозь тряпицу и очищают кости от мяса, а гущу кладут в стеклянный сосуд. Когда захочешь лечить больного, вели ему обрить волосы на бровях и на голове и смазывай ему эти места таким лекарством.

Описание другой мази. Берут живокости, очищен­ных черных миробаланов и эмблических миробаланов - каждого по одной части, кипятят их в масле незрелых оли­вок и прикладывают к пораженному месту, предваритель­но обмыв его отваром крушины и цветков гранатника.

Другая мазь. Жгут миробаланы и галлы и смазывают ими с уксусом.

Что же касается яств для прокаженных, то им подхо­дит все, что быстро переваривается и дает хороший химус, например, мясо известных птиц  в виде исфидбаджа, или свежая с легким мясом рыба с необходимыми прянос­тями. Лучшая пища для них - чистый ячменный хлеб или хлеб из румской пшеницы, а также похлебки из этих двух злаков и свежие овощи; иногда к пшенице и ячменю приходится добавлять, например, свеклы, редьки или по­рея. Не следует, особенно перед очищением, пренебрегать употреблением таких открывающих веществ, как каперсы, фенхель или порей: они очищают пищу прокаженных от излишков и подготовляют излишки к изгнанию; употреб­ляя достохвальные лекарства, применяй и такой режим. Соленая рыба очень хороша для них в этом отношении, и мы особенно охотно даем ее, когда хотим очистить боль­ного и вызвать у него послабление. Капуста полезна им в силу своего особого свойства, и хлеб с молоком и медом тоже приносит пользу; инжир, виноград, изюм, каленый миндаль, сафлор, орешки пинии и то, что приготовляют из этих вещей, подходит для прокаженных.

Есть больной должен два раза в день, сообразно с си­лой пищеварения, ибо однократное питание для него вред­но. В разгаре болезни ему следует пить вина лишь немно­го, а когда болезнь успокоится, то если он будет пить жидкое, не очень старое вино в умеренном количестве,- это допустимо.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 29.03.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии