Главная Медицина Болезни и их причины Лечение проказы
Лечение проказы
Медицина - Болезни и их причины
(1 Проголосовало)Автор: Ali Sino
При проказе тебе следует поспешить с опорожнением и очищением, пока болезнь не усилилась. Если ты убедился, что в теле много испорченной крови, то нужно поскорей и поосновательней пустить больному кровь, хотя бы даже из обеих рук, но если ты в этом не удостоверился, не отворяй кровь, ибо кровопускание из больших сосудов при проказе нередко очень вредит - больше, нежели помогает. Но, если опасаются пускать кровь из больших сосудов, то иногда велят отворять ответвления маленьких вен, в особенности, когда известно, что холодная кровь находится в наружных сосудах и кровопускание будет более действенно, нежели банки и пиявки, и меньше повредит внутренностям; такие сосуды, это, например, вены на лбу и на носу.
Однако в большинстве случаев кровопускание при лечении этой болезни необходимо; одно из явлений, требующих этого,- стеснение и затрудненность дыхания. Нередко приходится пускать кровь из шейной вены при сильной охриплости голоса и опасности задушения. Если больному пустили кровь, необходимо дать ему отдохнуть неделю, а после этого произвести опорожнение при помощи, например, ийараджа с лугазийей или ийараджа с мякотью колоквинта. Опоражнивают также отварами и пилюлями, приготовленными из горькой полыни, ладана, полиподиума, черных или кабульских миробаланов, морозника черного, ляпис-лазури или армянского камня. Невредно подмешать к этому мякоти колоквинта, а также смолы скаммония, особенно, если имеется налицо желтая желчь; к смоле скаммония добавляют сабура или бешеного огурца. Тийадаритус тоже хорош в этом случае, ийарадж
фикра, особенно если усилить его смолой скаммония,- одно из отличных слабительных для прокаженных, тем более, если добавить чуточку харбака или положить вместе с ииараджем армянского камня. Но летом следует облегчать лекарство и не класть в отвар сильных средств, чтобы болезнь не поднялась и не разошлась по телу.
Отвар для прокаженных. Берут желтых миробаланов и черных миробаланов - каждого по десять дирхамов, ажгона - пять дирхамов, хорошей асафетиды - полдирхама, изюма, очищенного от косточек,- полманна и варят в трех кувшинах воды, пока ее не останется одна треть. Состав отжимают, процеживают, примешивают пять дирхамов меду и дают выпить, а тело больного натирают топленым маслом и заставляют его сидеть на солнце, пока он не пропотеет. Или пусть пройдет семьдесят шагов, а потом ляжет и поворачивается к солнцу то правым, то левым боком, то спиною, то животом; после этого пусть поест хлеба с медом. Этим лекарством поят так, как мы описали, в течение семи дней, и каждый день варят его наново.
При лечении тех, у кого проказа еще не упрочилась, недостаточно однократного опорожнения; нет, их приходится иногда опорожнять дважды в месяц или каждый месяц, по разу, смотря по тому, чего требует наблюдение, и применяя при этом умеренные по силе лекарства. Иногда каждый день, сорок дней подряд, осторожно вызывают послабление на один или два присеста, при помощи слабых послабляющих лекарств, из упомянутых выше; что же касается очень сильных, вроде харбака и тому подобного, и обильных по количеству лекарств, то их достаточно давать раз в год весной и раз осенью или немного чаще. Надлежит также производить у таких больных очищение мозга при помощи, например, полосканий для горла, упоминаемых в параграфах о заболеваниях головы, и хорошо известных чихательных средств.
Пропись чихательного средства. Берут перца длинного, чистотела, дымянки и внутренности эмбелии - каждого по дирхаму, мускатного ореха, диктамна - каждого по полдирхама, выжатого сока прутняка - три кутули, кунжутного масла - три кутули, смешивают и варят, пока не уйдет вся вода, а затем отцеживают жидкость и хранят ее в склянке. В ноздри больному вводят столько жидкости, сколько они могут вместить, а потом, после многих таких процедур, впускают в нос увлажняющие средства.
Прокаженным следует воздерживаться от всего сушащего и рассеивающего естественную влагу, им запрещается утомляться и расстраиваться и предписывается переехать из данной местности в другую, с противоположным ей воздухом. По очищении их следует поить различными маслами, например, миндальным маслом с выжимками винограда, делая это после того, как их несколько раз опорожнят. Подобает им также заниматься физическими упражнениями - каждое утро, после того, как отойдут из кишок излишки, и их следует заставлять кричать громким голосом, прыгать и бороться. Потом их растирают, а если они вспотели, осушают испарину и после этого умащают маслами, уравновешенными по натуре в отношении теплоты и холодности и в большинстве случаев увлажняющими, а в начале болезни - укрепляющими, ибо прокаженные вначале нуждаются в таких укрепляющих средствах, как миробаланы или галлы с уксусом. Иногда применяют втирание масла с женским молоком, которое также следует вводить в нос, если там велика сухость; если же поднимается тошнота, то вызывают рвоту. Перед этим лучше всего выкупать больного в бане и затем втирать масло; втирать после купания следует, например, масло мирта и мастикса и масло из цветков винограда или масло дрока, а также масло куста в конечности. После этого больному дают полчаса отдохнуть, а затем вызывают у него рвоту при помощи перышка и дают выпить немного горькой полыни.
Иногда приходится растирать больного в бане разреженными и растворяющими снадобьями, в состав которых входит сода, сера, ягоды лавра и столярный клей или даже горчица, а также сатар, перец, длинный перец, слюногон, живокость, сабур и мята, или накладывать ему на суставы повязки из этих лекарств. Нередко, а именно в тех случаях, когда больного заставляют выкупаться, необходимым оказывается даже фурбийун, чтобы растворить излишки и вызвать испарину; заставлять таких больных пропотеть - отличное правило лечения. Иногда их натирают терьяком шамса и кафтарганом, и такие втирания нередко приходится делать на жарком солнце; лучшая вода для омовения их в бане - вода, в которой варили пажитник с хорошим мылом. Прокаженному следует совершенно отказаться от совокупления.
Что же касается тех вещей, которыми поят прокаженных, то к числу превосходных лекарств для них принадлежит терьяк фарук, приготовленный с мясом гадюки, а также терьяк из четырех лекарств, кафтарган и диа- кибриса; иногда эти лекарства вводятся также в нос. Поят и одними лепешечками из гадюки, мискал за мискалом, в густом или уваренном наполовину вине, или лепешечками из морского лука.
Знай, что мясо гадюки или то, что имеет силу ее мяса,- одно из драгоценнейших лекарств для прокаженных. Не следует брать гадюк, водящихся на солончаках, на берегах рек или в болотах - в большинстве случаев пользы от них мало, многие из них опасны, ибо вызывают жажду и губят этим больного,- и лучше выбирать гадюк горных, в особенности белых: Им разом отрезают голову и хвост, и если из змеи вытекает много крови и она долгое время остается живой и сильно бьется - это именно то, что нужно, а иначе ее выбрасывают; подходящие гадюки лишь те, из которых вытекает много крови и которые долго бьются после того, как их зарежут. Гадюку чистят, варят так, как мы еще скажем, и едят ее мясо и бульон из нее.
Многие прокаженные выздоравливают, выпив вина, в котором издохла или которое полакала гадюка; это бывает случайно или вследствие покушения на убийство прокаженного, чтобы он умер и избавился от мучений и избавил от себя людей; так делают, повинуясь грезам и сновидениям.
Рассол гадюки тоже полезен. Что же касается похлебки из гадюки, то берут гадюк с отрезанными концами, очищенных от внутренностей, и отваривают с пореем, укропом и нутом, добавив немного соли. Их варят в большом количестве воды, пока они не разварятся, тут же вынимают кости, очищают с них мясо и употребляют, съедая мясо и подбирая бульон мякишем белого хлеба. Иногда вместе с гадюкой кладут немного мяса птенца голубя, чтобы бульон стал получше.
При этом способе лечения польза нередко сначала не проявляется, но потом сразу становится явной, а иногда выздоровлению предшествует утрата на несколько дней разума. Признаком проявления пользы от гадюки и прихода того времени, когда следует воздержаться от ее употребления, служит то, что прокаженного вдруг начинает раздувать, потом он иногда лишается разума, а потом с него слезает вся кожа, и он поправляется. Если у него не мутится в голове и его не раздувает, то такое лечение следует повторить еще раз.
Вот еще одно средство, которое предписывают при этой болезни. Убивают черную, сбросившую кожу гадюку, закапывают ее в землю и держат там, пока в ней не заведутся черви. Потом ее вынимают вместе с червями и высушивают; больного с крайней степенью проказы поят этим три дня, по дирхаму в день, с медовым вином.
Помогают также и втирания веществ с силой гадюки, например, оливкового масла, в котором ее варили, или такое лекарство: берут черную, сбросившую кожу гадюку, кладут в котелок и наливают туда восемь укий крепкого уксуса и одну укийю воды. Потом в котелок кладут свежего клоповника широколистного и корня аронника - того и другого по две укийи и варят все это на слабом огне, пока змея не разварится; после этого жидкость .отцеживают и растирают ею, обрив предварительно бороду и голову. Это делают три дня, и у прокаженных слезает дурная кожа и заменяется здоровой кожей и мясом.
Растирание прокаженного увлажняющими лекарствами умеренной теплоты помогает в некоторых случаях, если усиливается сухость. Полезно также вводить ему в нос, например, фиалковое масло, в которое положили немного масла желтофиоля, или сало хищников, бычачье или птичье, или масло куста или дрока. Масло касатика предохраняет конечности, но только после очищения тела, а до очищения его никогда не втирают, ибо оно закупоривает поры.
К хорошим питьевым средствам для прокаженных принадлежит бузурджали и лекарство сулаха. Молоко - одна из самых подходящих вещей для лечения проказы, особенно при затрудненности и стеснении дыхания и охриплости голоса, а также в перерывах между опорожнениями; молоко следует пить как только его выдоят. К числу полезнейших при этом средств принадлежит молоко овцы, которого нужно выпивать столько, сколько больной может переварить; ограничивать питание, если это возможно, одним лишь овечьим молоком очень полезно, а когда необходимо дать еще что-нибудь, то пусть, по возможности, не добавляют к молоку ничего, кроме чистого хлеба, исфидбаджей с бараньим мясом и тому подобных яств, о которых мы еще упомянем. Когда же дыхание снова наладится, следует оставить молоко и приняться за острые вещи, дабы вызвать ими рвоту, но не с какой-либо другой целью, и произвести опорожнение уже указанными средствами; после этого, если нужно, снова дают молока до упомянутого предела; такое лечение следует повторить несколько раз в год.
Что же касается больных, у которых проказа упрочилась, то в этом случае не должно заниматься кровопусканием или послаблением при помощи сильных лекарств, ибо излишки у них только движутся, но не выделяются наоборот, надлежит осторожно отклонить соки к кишкам, а снаружи употреблять рассасывающие и рассеивающие средства.
Вот один из добротных напитков для таких больных; берут уксуса - полторы укийи, китрана - столько же и выжатого сока сырой дикой капусты - три укийи, смешивают все это и дают пить утром и вечером. Или берут десять киратов опилок слоновой кости и дают их выпить в трех укийах вина с топленым маслом, или берут асава- фетиды с медом - около джавзы, или дирхамов десять морского лука с медовым вином, сгущенным наподобие лекарства для слизывания, или еще кумина - пять дирхамов в таком количестве меда, ибы состав загустел, как лекарство для слизывания. Хорош также выжатый сок мяты в количестве от трех до шести кавасов; соленую рыбу следует по временам употреблять при приеме лекарств, а от очень острых вещей пусть воздерживаются, прибегая к ним только, чтобы вызвать рвоту, или в качестве приправы к тому, что употребляют в пищу.
Иногда прокаженных пользуют прижиганиями, часто рассеивая их по различным органам, например, прижигают темя, швы на черепе, основание гортани, виски, затылок, суставы на руках и ногах. Говорит один из врачей: При первой же угрозе проказы следует сделать прижигание - одно на передней части головы, выше темени, и другое - пониже, а также в том месте, откуда стригут волосы,- над бровями. Еще одно прижигание делают на правой части головы, другое - на левой и одно - сзади, над затылочной ямкой; два прижигания делают возле чешуйчатых швов и одно - на селезенке. Прижигания производят легким, тонким инструментом, и когда прижигают голову,следует доходить до кости, чтобы кость облупилась, повторяя прижигания хотя бы много, раз. Предварительно надлежит защитить мозг, дабы прижигание не достигло его в такой мере, чтобы испортить натуру; невежды нередко убивают этим больного, если у них недостаточно легкая рука.
Описание сложных лекарств, полезных для прокаженных. К числу их принадлежит бузурджали и аконитовое лекарство, которое при этой болезни заменяет мясо гадюки. Для бузурджали есть множество прописей, упоминаемых и испробованных индийцами, и одно из известных его описаний таково: берут черных миробаланов и индийской дымянки - того и другого по десять дирхамов, длинного перца - пять дирхамов, белого аконита - два дирхама с половиной, толкут, смачивают топленым коровьим маслом и замешивают на меду. На прием дают от мискала до двух дирхамов после очищения тела, и если его принимать с таким же количеством мускусного лекарства, можно не опасаться, что оно повредит, так как мускусное лекарство служит от него противоядием.
Описание лекарства, именуемого величайшим бузурджали. Это лекарство есть джаванджаран, помогающий от проказы, бараса, бахака, лишая, желтой воды, чесотки и застарелого джараба; он укрепляет разум, устраняет забывчивость, хорошо укрепляет память и полезен при обмороке, и индийские ученые приготовляют его для своих царей.
Его составные части. Берут желтых, беллерических и эмблических миробаланов и индийской дымянки - каждого по четырнадцати дирхамов, мускатного ореха, мелегет- ского перца, корок ладана, дикого укропа, валерианы, перца, длинного перца, корня перечного дерева, нарикайсарагранатника, качима, выжатого сока морского лука, индийского сададжа - каждого по восьми мискалов, хорошего голубого аконита - четыре мискала. Эти лекарства толкут и просеивают, причем аконит растирают отдельно перед тем как растирать другие лекарства, и тот, кто его толчет, завязывает себе нос и рот тряпицей, предварительно смазав ее топленым коровьим маслом. Потом берут хорошего харранского или седжестанского фаниза - два с половиной манна, считая по-багдадски, ломают его, бросают в железный котелок и наливают туда столько воды, чтобы он растаял. Когда фаниз растает, сними котелок с огня, насыпь туда лекарства и хорошенько их замеси, а потом приготовь из них орешки - каждый весом в мискал, и давай ежедневно натощак по орешку с теплой водой или с набизом.
Приготовление лекарства с сулахой. Это великое индийское лекарство вроде бузурджали, оно помогает также от выпадения ресниц и побеления волос, от одышки, перебоев, слабости аппетита, чрезмерного поноса, водянки, желтухи, скудости семени и почечуя, омолаживает стариков и приносит пользу при чесотке и язвах.
Его пропись. Берут очищенной и промытой сулахи - двести шестьдесят мискалов,- а сулаха это моча горных козлов, которую именуют так потому, что козлы в дни возбуждения мочатся на скалу в горах, называемую сулаха, и скала чернеет, и моча уподобляется жирной жидкой смоле - и еще берут желтых, беллерических и эмблических миробаланов, перца, длинного перца, лаврового дерева, мелегетского перца, кирфы, мускатного цвета, алойного дерева, балы, дикары, конкреций бамбука, аэтита, эмбелии и кожуры мускатного ореха - каждого по четыре мискала, бделлия - двести шестьдесят мискалов, сахара-леденца - сто сорок мискалов, червонного золота, чистого серебра, красной меди, железа, свинца и булата - каждого по восьми мискалов. Металлы жгут, растирают и просеивают вместе с лекарствами и все это смешивают с медом и топленым мелом и убирают в зеленую стеклянную банку; на прием дают этого один мискал с овечьим молоком и теплой водой. Меду, с которого сняли пену, добавляют туда шестьдесят семь мискалов, а топленого масла - тридцать четыре мискала. Если это лекарство сварить, будет лучше, ибо оно тогда поднимается как тесто, и доходит в двадцать один день.
Способ пережигания булата. Булат разбивают на пластинки, потом варят желтые, беллерические и эмблические миробаланы, отцеживают воду, наливают ее в медный котелок и зажигают под котелком небольшой огонь, а булат накаливают докрасна, погружают в эту воду и снова кладут на огонь, чтобы он покраснел, и когда он покраснеет, опять опускают его в воду, и это повторяют двадцать один раз. Потом воду отцеживают, собирают с булата осадок, снова ставят котелок на огонь и наливают туда коровьей мочи. А железо накаливают и тоже опускают его в этот котелок двадцать один раз, и собирают осадок железа, пока его не получится восемь мискалов, а осадка булата - также восемь мискалов; с медью делают то же самое, пока осадка от нее не получится полных восемь мискалов.
Что же касается серебра, то его пилят напильником, чтобы оно превратилось в пыль, и кипятят с соленой водой в железном черпаке, пока оно, как следует, не сгорит, а если серебро не сгорает, положи в черпак немного желтой серы, и тогда оно сгорит. Серебра тоже берут восемь мискалов, и все эти вещества толкут и просеивают.
А золото сжигают так: его следует пилить напильником, пока оно не станет как пыль, и пусть вместе с золотом будет мискал ануха, то есть свинца. Свинец пилят с золотом, пока они не сплавятся в одно, потом оставляют на некоторое время и затем опять пилят и добавляют к этому еще мискал свинца. Затем все это опять пилят напильником, бросают в черпак, заливают соленой водой и кипятят, пока не уйдет вода и не останется только золото со свинцом. После этого их мелко толкут в ступке, так что они превращаются в порошок, и подмешивают к лекарствам.
Что же касается очищениясулахи, то для этого берут сока якорцев и коровьей мочи и наливают на сулаху в железный котелок в таком количестве, чтобы ее залить. Котелок оставляют некоторое время на горячем солнце, и затем состав сильно растирают и сцеживают с него воду в железный сосуд, который тоже держат на горячем солнце три дня. После этого воду отцеживают, собирают густой осадок и опять заливают сулаху соком якорцев и мочой. Состав обрабатывают так же, как и в первый раз, и повторяют это трижды, а потом ставят на солнце на двадцать один день, так что состав густеет и становится подобным меду и черным, как деготь.
Описание малой сулахи. Ее полезные свойства таковы же, как у большой. Берут очищенной сулахи - одну часть и бделлия - четыре части, толкут бделлий с таким же количеством по весу меда, с тем же количеством сахара и половинным против меда количеством топленого коровьего масла и кладут в склянку. На прием дают один мискал с теплым коровьим молоком.
Описание полезного лекарства от проказы. Берут очищенных черных миробаланов, очищенных желтых миробаланов и имбиря - каждого по одиннадцати дирхамов, ажгона - пять дирхамов, хорошей асафетиды - три дирхама и очищенного изюма - полмаккука и варят в трех давраках воды,- а даврак это четыре ритла по-багдадски,- пока не уйдет воды две трети и не останется треть; затем состав отжимают и процеживают и кладут в отцеженную жидкость достаточное количество меда. Больному дают выпить ритл этого лекарства, тут же на месте мажут ему тело топленым маслом и заставляют его сидеть на солнце, пока он не пропотеет, или, если он может, велят ему пройти семьдесят шагов и ложится то на правый бок, то на левый, то на живот, то на спину. Семь дней он питается только хлебом и медом в умеренном количестве, лекарства ему каждый день приготовляют свежие.
Описание мази от проказы. Берут черную, сбросившую кожу гадюку, убивают ее, кладут в котел и наливают туда восемь укий крепкого уксуса, укийю воды и по две укийи свежей дымянки и корня аронника. Все это варят на слабом огне, пока змея не разварится, процеживают жидкость сквозь тряпицу и очищают кости от мяса, а гущу кладут в стеклянный сосуд. Когда захочешь лечить больного, вели ему обрить волосы на бровях и на голове и смазывай ему эти места таким лекарством.
Описание другой мази. Берут живокости, очищенных черных миробаланов и эмблических миробаланов - каждого по одной части, кипятят их в масле незрелых оливок и прикладывают к пораженному месту, предварительно обмыв его отваром крушины и цветков гранатника.
Другая мазь. Жгут миробаланы и галлы и смазывают ими с уксусом.
Что же касается яств для прокаженных, то им подходит все, что быстро переваривается и дает хороший химус, например, мясо известных птиц в виде исфидбаджа, или свежая с легким мясом рыба с необходимыми пряностями. Лучшая пища для них - чистый ячменный хлеб или хлеб из румской пшеницы, а также похлебки из этих двух злаков и свежие овощи; иногда к пшенице и ячменю приходится добавлять, например, свеклы, редьки или порея. Не следует, особенно перед очищением, пренебрегать употреблением таких открывающих веществ, как каперсы, фенхель или порей: они очищают пищу прокаженных от излишков и подготовляют излишки к изгнанию; употребляя достохвальные лекарства, применяй и такой режим. Соленая рыба очень хороша для них в этом отношении, и мы особенно охотно даем ее, когда хотим очистить больного и вызвать у него послабление. Капуста полезна им в силу своего особого свойства, и хлеб с молоком и медом тоже приносит пользу; инжир, виноград, изюм, каленый миндаль, сафлор, орешки пинии и то, что приготовляют из этих вещей, подходит для прокаженных.
Есть больной должен два раза в день, сообразно с силой пищеварения, ибо однократное питание для него вредно. В разгаре болезни ему следует пить вина лишь немного, а когда болезнь успокоится, то если он будет пить жидкое, не очень старое вино в умеренном количестве,- это допустимо.