Главная Ароматерапия
Теория
Психология запаха
Психология запаха
(4 Голосов)Автор: Sonyoga
Абсолютное обоняние могло бы установить шкалу качеств духа и даже эмоций по запахам. Однажды спросили йога, как он психологирует пространство. Он ответил: «Эманация психической энергии подобна благоуханию цветов». Зачем напрягать то, что возносится к высшему Ауму? Тончайший эфир растворяет потоки психической энергии, и люди вдыхают его - так происходит воздействие.
Психология, как известно, наука о душе. К сожалению, современная психология либо отрицает само ее существование, либо относится к этому понятию с известной долей иронии. Поэтому не удивительно, что в поле зрения психологов отсутствует такое явление, как психическая энергия, и уж совсем не ставятся вопросы, как ею управлять, как улучшать ее качество, как она воздействует на организм человека, животного, растения, минералы и каким образом она расточается, накапливается и восстанавливается.
Психическая энергия имеет много синонимов, которые раскрывают ее суть: всеначальная, жизнедательная, всепроникающая, божественная, всенаполняющая, собирательная, начальная, глас души, Премудрость Божия, Матерь величественная, Дух Святой, носительница Света... В религиозных и философских учениях всех времен и народов дается около 200 самых разных наименований этой всепроникающей энергии. Поскольку подробное изложение столь интересной области человеческих познаний не является нашей целью, остановимся на кратком описании психической энергии, ее роли в процессе обоняния и взаимодействии с растениями.
Согласно Учению Живой Этики, психическая энергия, как все начальная, включает в себя все энергии, которые излучает человек. Качество ее зависит от многих факторов, в том числе и от уровня развития сознания человека. Психическая энергия может быть позитивной и негативной. Злобные, унылые, недоброжелательные, раздражительные люди излучают психическую энергию низкого качества, разрушительно влияющую прежде всего на них самих. Добросердечный, сострадательный, мужественный человек наполняет свой внутренний мир и окружающее пространство психической энергией высокого порядка.
Своеобразен и неповторим запах каждого человека. Ежесекундно мы продуцируем различные мысли, эмоции, чувства, желания, в течение дня употребляем всевозможные напитки, овощи, фрукты, общаемся в определенной среде, имеем особый род занятий. Все вышеперечисленное - слагаемые индивидуального запаха человека. Помещение, в котором шла дружеская беседа или произошла размолвка, комната в притоне или келья отшельника, тело пьяницы или утонченного ценителя искусства будут отличаться не только внешне, но и по запаху. Один и тот же человек в добром здравии или болезни, печали или радости, раздражении или вдохновении будет излучать различного качества энергии и присущий им запах. В книге «Сердце» читаем: «Претворение энергии в аромат есть очень определенный факт... эту химическую реакцию можно уловить и так еще ближе подойти к трансцендентальному физиологическому нахождению». В современной криминалистике существует специальное направление - ольфактроника, которое посвящено инструментальному изучению запаха. С помощью газовых анализаторов не только «собирают», но и распознают индивидуальный запах. В ряде стран собраны колоссальные коллекции запахов, например, некогда в ГДР, в специальном хранилище, находились «отпечатки» запахов практически всех достигших совершеннолетия граждан.
В «Гранях Агни Йоги» читаем: «По мере совершенствования человека утончается и становится благоуханным излучаемый им аромат. Очищение мыслей и чувств и очищение питания отражаются и на характере излучаемых человеком запахов. Мясоеды зловонны». Характерный запах человека представляет равнодействующую его достоинств и недостатков. Ароматический след наших настроений остается надолго, часто повторяемые запахи кристаллизуются и постепенно накапливаются.
Исследование человеческого организма с использованием метода газоразрядной визуализации (кирлианографии) показало, что руки человека интенсивно излучают свет, энергию. Аромат - тоже энергия. В давние времена врачи, ставя диагноз, обязательно нюхали середину ладони обеих рук, чтобы по запаху определить состояние организма. Известно, что тепло и ограничение Пространства усиливают восприятие аромата. Если плотно сомкнуть ладони и потереть одна о другую в течение 5-10 секунд, затем разомкнуть, то можно почувствовать свой запах. О качестве судите сами.
Обратите внимание, как меняется запах человека, когда он лжет, ленится, осуждает, злословит, переживает вспышки алчности, раздражения или когда радуется, говорит о прекрасном, слушает хорошую музыку, читает стихи, выражает искреннюю благодарность... Постоянное внимание к этим изменениям позволит утончить обоняние. Подобно тому как музыкант, обладая абсолютным слухом, слышит любую фальшь, легко отличает консонанс от диссонанса, так и развитое тонкое обоняние позволяет безошибочно понимать сущность людей и предметов. Мы достаточно легко определяем по запаху пригодность продуктов питания, любим аромат свежих цветов и знаем, насколько они неприятно пахнут, простояв в вазе достаточно долгое время, так и эмоциональное состояние человека, его сущность постепенно станут узнаваемы по запаху. Например, эгоизм имеет резкий, неприятный, едкий запах; лень пахнет ядовито-приторно, чуть сладковато; осуждение смердит и очень сходно по запаху с разлагающимся мясом; разговоры о тех или иных болезнях сопровождаются характерными для них запахами, которые могут усугублять течение заболевания и даже стимулировать его развитие у здорового человека. Утонченные, возвышенные чувства дают отчетливый аромат розы, фиалки, лилии; состоянию озарения (в научной работе) предшествуют ароматы сосны, сандала, кедра, ладана... Характерный запах имеет не только человек, но и животные, растения, минералы, металлы, причем одни из них полезны, другие ядовиты. Так, запах хлорида натрия (каменной соли) благотворно влияет при заболеваниях дыхательных путей, нормализует уровень гистамина в крови, белковый и водный обмены, а пары ртути вызывают тяжелейшие отравления, поражая нервную систему (ослабление умственных способностей, памяти и т. д.), органы дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы.
В процессе жизни человек не только питает физическое тело для поддержания его существования. Непрерывно происходит насыщение тонкоматериальных оболочек энергиями, наполняющими пространство. Соприкасаясь с ними, человек трансформирует их, насыщая своими эманациями. Так протекает психожизнь. Не случайно места, где жили святые, называли благими. Психическая энергия высокодуховных людей, наполняя пространство, облагораживает его. Даже физическая материя настолько сильно насыщается благими силами, имеющими материальные образования в виде мельчайших кристаллов на стенках нервных каналов, что после наступления смерти не поддается тлению. Благоухание мощей святых - не что иное, как излучение психической энергии, сконцентрированной в одоратной материи. Именно она дарит исцеление как душевное, так и физическое. Отец Павел Флоренский писал: «Грязные мысли способны изменить физическое и психическое состояние организма, внести в него разложение. Отсюда понятно одно из основных положений аскетики, что, чем глубже укоренялась страсть, тем труднее ее удалить, так как она связалась со всем организмом. Физиология святых - особенная и проявляется в характерных свойствах - благоухании, исходящем от них и их мощей. Я сам это испытал. Когда вскрыли мощи Преподобного Сергия, я в числе других прикладывался к ним и потом из собора пошел домой. Была уже ночь. Вдруг мое внимание привлек свежий, свежий воздух и особенно приятный запах, отдаленное подобие той свежести воздуха, когда пахнет весной. А была зима. Ни о какой весне и даже оттепели и помину не было. Поэтому стал я определять, что же это за запах и откуда он. Пахнет весной: по ассоциации сопоставил' запах тополей после грозы; но тополей вблизи не было, да и опять же зима. И вот наконец я доискался: это пахли мои губы, которыми я только что прикасался к мощам. В житиях святых о благоухании, исходящем от святых, упоминается очень часто. Наоборот, средневековые экзорцисты - заклинатели демонов говорят, что демоны и бесноватые вонючи. Французское выражение j'ai des nausees = с души воротит». Современные американские психологи обнаружили, что в состоянии экстатического подъема люди распространяют из всех пор кожи запах вроде фиалки, а одержимые имеют особенный запах, выходящий из всех пор их кожи».
Накапливать психическую энергию и улучшать ее качество позволяют такие состояния, как духовная радость, восторг, вдохновение, тонкие переживания, связанные с восприятием и созданием прекрасного, например предметов искусства, а также проявление всех лучших качеств души, самые светлые мысли и эмоции. Расточение психической энергии и снижение ее качества происходит при диаметрально противоположных условиях. У каждого из нас есть достоинства и недостатки. Проявляя их в течение дня, календарного года, всей жизни, мы либо поднимаемся по ступеням духовного восхождения (в христианстве это лестница Иакова), либо спускаемся, иногда падаем на самое дно, а потому легенда о падшем ангеле глубоко символична. Врач, исцеляя больного, помимо лекарств воздействует своей психической энергией; учитель кроме знаний дарит частицы всеначальной энергии; священник, проповедуя, излучает мощную сердечную энергию.
Интересно проследить состояние человека во время молитвы - искренней, осознанной и глубокой, а не механического повторения того или иного текста. Молитва - внутреннее состояние высокого общения, предстояния. Для его достижения только на первых ступенях необходимы слова, которые со временем заменят мысли, затем высшие чувства, соответственно, и продолжительность во времени может варьироваться от мгновений до образа жизни (непрестанная молитва). Высшее состояние сознания, в том числе молитвенное, вызывает спазматический вздох, очень глубокое дыхание: «Вздох считался ответом Богу. Средоточие огненной энергии производит эту спазму. Замечайте, что убийца и каждый темный злоумышленник не вздыхают. Эта напряженность имеет место при высших эманациях. Можно написать книгу о вздохе, и она будет очень близка молитве». Спазматический вздох - внешнее проявление нервного сокращения, сопровождающего усиленную выдачу психической энергии вовне. Чаще всего усиление деятельности нервной системы в таких состояниях концентрируется в определенных центрах, органах. Они в свою очередь вырабатывают особые химические вещества, которые посредством дыхания (через вздох) наполняют окружающее пространство.
Активизация тех или иных энергетических центров и их материальных носителей зависит от мотивации, состояния сознания и здоровья, внешних условий. К внешним факторам относят также запахи. Например, у женщины, рассказывающей о любимом ребенке, происходит активизация Кундалини, солнечного сплетения и шишковидной железы. Эти же энергетические центры усиливают свою деятельность под воздействием аромата полыни. Таким образом, аромат превращается в энергию, а энергия, окрашенная индивидуальными особенностями человека, снова наполняет пространство. Следовательно, происходит непрерывный энергообмен, даже если человек изолирован от окружающего мира и людей.
В Гранях Агни Йоги есть такие строки: «Очень важно, что именно выносит человек в пространство из своего микрокосма. Маякам спасения уподобляются одни, и установкам, извергающим ядовитые газы, - другие. Такова фабрика человеческого микрокосма. Велика ответственность человека за то, чем насыщает он окружающую его сферу. Один из сокровища сердца своего излучает лишь злобу и тьму, другой - Свет и сияние. За психическими продуктами производства, сходящими с конвейера его сознания, человек должен зорко следить и контролировать выпуск своей психической продукции. Одни и те же вибрации или явления могут входить через уши, глаза и все внешние чувства человека, но реакция на них, зависящая уже от человека, может быть совершенно различной. Архат и обыватель, воспринимая одно и то же, ответно насытят пространство совершенно различно. Процесс этот следует представить себе возможно нагляднее, чтобы безошибочно знать, какой след оставляет после себя в пространстве чистое и нечистое мышление. Запах, излучаемый каждым человеком, служит весьма точным показателем его психического и физического состояния. Все газы имеют свой запах. Коричневый газ, являющийся бедствием планеты, есть результат продукции психофизической активности множества людей, работающих не на стороне Света. Светлые сознания - это как бы озонаторы пространства, очищающие его своими излучениями и потоками астрально-ментальной материи, проходящей через их соответствующие оболочки. Лаборатория человеческая очень сильна, ибо человек наделен мощными энергиями».
Поскольку психическая энергия выявляет степень жизнеспособности и качество энергообмена всего сущего, можно утверждать, что минералы и растения тоже обладают этой энергией. Жизнедательная сила, или психическая энергия, минералов позволила использовать их в качестве лекарственных средств на протяжении многих тысячелетий, равно как и растения. Эфироносные растения являются аккумуляторами и мощными продуцентами психической энергии, сконцентрированной в одоратном веществе. Таким образом, эфирное масло - концентрат психической энергии растения, а значит, сильное лекарственное средство.
Главная сфера влияния эфирных масел - нервная система человека. Согласно эзотерической доктрине, нервная система человека - это самое грубое проявление астрального тела, тела чувств, эмоций и желаний. Подобно тому как костная ткань является основой физического тела, так нервная ткань служит скелетом астрального тела. Расхожая фраза «все болезни от нервов» достаточно точно указывает истинную причину возникновения различных недугов. Прежде чем болезнь заявит о себе в виде физических страданий, она поражает тонкую природу человека. Если же человека лечить, уделяя внимание только физическому телу, то о полном исцелении говорить невозможно, болезнь при благоприятных для нее условиях будет проявляться вновь и вновь. Отмежевываясь от этих знаний, официальная медицина не способна, например, объяснить причину возникновения сильных болевых ощущений в ампутированной конечности (так называемые «фантомные боли»). Разве может болеть то, чего нет? В давние времена считали, что болевые ощущения вызывает поврежденное тонкое тело, несмотря на то что физическая материя утрачена. По этой же причине периодически болят места старых переломов, вывихов, растяжений, ран. Дабы не подвергать пациента подобным страданиям, врачи ранее лечили не только зримую, но и невидимую природу человека, смазывая поврежденное место мазями, в состав которых входили эфирные масла, оказывающие лечебно-коррекционное воздействие на тонкую природу человека. В случае простудных и инфекционных заболеваний благовонными составами умащивали все тело, принимали ароматические ванны.
Именно полевая, тонкая энергетическая структура эфирных масел активно воздействует на мысли, эмоции, чувства, что позволяет применять их при лечении психических заболеваний, как и гомеопатические препараты. Более 200 лет назад С. X. Ганеман, основоположник гомеопатии, успешно лечил душевнобольных людей, используя высокие разведения минеральных и растительных компонентов. В гомеопатических препаратах вещество как таковое отсутствует, но сохраняется его полевая структура, психическая энергия. Чем выше разведение гомеопатического препарата (т. е. меньше плотной материи), тем активнее и длительнее его воздействие. Так, препарат в 6-м разведении действует на протяжении 3-6 ч, а в 10 000-м - до 3-х лет. Богатый врачебный опыт восстановления функций нервной системы С. X. Ганеман изложил в книге «Лечение психических заболеваний», которая до сих пор по достоинству не оценена. Главный принцип гомеопатии гласит: «Подобное лечится подобным». Значит, тонкая материя может подвергаться только тонкому воздействию. К таким «тонким» лекарствам относятся эфирные масла.
Доктор медицинских наук Л. Зальцер писал: «Так как формирование и сохранение организма в целом и каждого органа в отдельности обязаны определенным (специфическим) запахам, мы смело можем посмотреть на болезнь организма как на нарушение определенного запаха в организме, а на заболевание какого-либо органа в частности - как на нарушение специфического запаха, принадлежащего этому органу... Эпидемические болезни, в частности инфекционные, берут, таким образом, свое начало в каких-то локальных запахах, которые задерживают действия наших определенных органических запахов». В труде А. Е. Акимова и В. М. Бинги читаем: «Если для взаимодействия простых объектов, например электрических зарядов, достаточно общности их природы, то для эффективного взаимодействия сложных объектов, какими являются системы многих спинов (к ним относятся тонкоматериальные структуры человеческого организма. - Я. К.) необходима общность и более высокого порядка - некоторая идентичность пространственной структуры систем, аналогично характеру порождаемых ими торсионных полей».
Парацельс говорил, что невидимую природу имеет не только человек, но и минералы, растения. Дисгармонию эфирной природы человека, по его мнению, можно устранить посредством контакта с другими телами, энергия которых передает организму силы для борьбы с болезнью. Растения выполняют именно эту функцию, пробуждая внутреннюю силу или психическую энергию человека. Давайте вспомним, что к четырем уровням реальности (твердое тело, жидкость, газ и плазма) добавляются еще три (физический вакуум, первичное торсионное поле, абсолютное «ничто»). Первичное торсионное поле (поле кручения или поле сознания) соответствует в строении человека буддхическому телу. Если, согласно утверждению древних, причины болезней кроются в нашем сознании, то зачаток болезни может рассматриваться как нарушение структуры торсионного поля человека. Чтобы эфирные масла могли оказывать не него лечебнокоррекционное воздействие, растения должны иметь в своем составе структуры, которые реагировали бы на воздействие торсионных полей, то есть наличие собственных торсионных полей.
Л. Зальцер в статье «Одориген и Джива» писал: «...эти ароматические вещества ни в коем случае не являются инертными телами (неактивными), но, наоборот, можно заключить из их летучести, ибо, как известно из физики, летучесть является результатом атомической активности».
высокой биологической активности эфирных масел говорит наличие в их составе энзимов. «Растение в лице своего энзиматического аппарата имеет достаточно возможностей, чтобы превращать самые трудно растворимые соединения в очень хорошо растворимые диффундирующие, чтобы переправлять их туда, где есть в них потребность». Возможно, такую активность они проявляют и при взаимодействии с организмом человека. В середине 80-х годов в России проводились исследования реакции растений на воздействие торсионных излучений (В. А. Соколова). В ходе эксперимента использовали метод относительной дисперсии проводимости (ОДП). Измерялась контрольная ОДП и ОДП после воздействия торсионным полем правой поляризации (как в непосредственной близости к растению, так и на расстоянии 20 км), изучалась реакция растений на воздействие информационным торсионным сигналом. Во всех случаях был установлен факт воздействия торсионного сигнала на растение, причем сила воздействия на разные части растения (корень, стебель, листья) оказалась неодинаковой. Возможно, эти показатели зависят от степени концентрации терпеновых соединений в различных частях растения.
Известно, что спин как источник торсионного поля может иметь левостороннее и правостороннее вращение. Установлено также, что для большинства людей торсионное поле правостороннего кручения оказывает благотворное воздействие на организм, в то время как торсионное поле левостороннего кручения снижает показатели здоровья систем и органов. Эфирные масла тоже имеют момент вращения. Это свойство во многом зависит от того, когда и в какое время были собраны эфиромасличные растения для дальнейшей переработки. Изучая превращения эфирных масел в растениях, ученые В. И. Нилов, В. В. Вильяме и Л. А. Михельсон в 1929 году установили, что «вращение масла, обычно правое, с момента развития листовых почек постепенно падает и на стадии отцветания и созревания семян переходит в левое. Как только семена сформировались, что можно характеризовать приблизительно стадией молочной зрелости, вращение снова из левого переходит постепенно в правое». Скорее всего, по этой причине травники так серьезно относятся к срокам сбора растений. Однако нельзя утверждать, что эфирные масла левого вращения всегда вредны для организма, а правого - полезны. В 1935 году Данболт и Буркхардт обнаружили, что левовращающийся пинен (один из компонентов терпеновых соединений эвкалиптового, розмаринового, кориандрового и других эфирных масел) проявляет большую экзематозную активность, чем правовращающийся. В книге «Озарение» читаем: «Все силы растительного царства должны быть направлены к одному, для чего они существуют, - к усилению жизнеспособности. Лечить все недуги можно противопоставлением жизнеспособности».
Спиновая структура торсионного поля обладает памятью и при этом может служить приемником и передатчиком торсионных полей. При взаимодействии двух спиновых систем изменение происходит в обеих одновременно. Об этом двояком действии писал Парацельс. Он утверждал, что при лечении человека с помощью растений последние, получив информацию о нарушении гармонии в организме, отдают свою энергию на восстановление его целостности, одновременно вбирая отрицательную энергию. В результате этого взаимодействия происходит исцеление физического тела. По этому же принципу происходит очищение воздуха представителями растительного царства. Подобно тому как растения впитывают окись углерода, они перенимают болезни представителей высших царств природы: животного и человеческого. На языке современной физики этот постулат звучал бы так: «Корреляция состояний спиновых степеней свободы атомов и молекул биологических клеток приводит к корреляции биологического функционирования клеток». Растения, по мнению Парацельса, это каналы между человеком и определенными манифестациями универсальной жизненной силы. Так с точки зрения средневековой медицины и теории физического вакуума выглядит процесс лечебно-коррекционного воздействия эфирных масел на организм человека. Таким образом, целительное влияние растения на организм происходит только при полном совпадении характеристик (сигнатур) растения и заболевания. Е. И. Рерих писала: «...каждое ароматическое вещество имеет свое собственное специфическое воздействие. Но оно ускользает еще от анализа».
Для биологических систем приоритет отдается не количеству, а качеству полученной информации, чем и отличаются обычные медицинские препараты от гомеопатических и ароматических. Б. Я. Гурвиц писал: «Всю сложность биологических процессов можно постичь, рассматривая их фрактальные характеристики. Одним из основных принципов, заложенных в структурно-функциональной организации живой природы, является принцип нелинейности. Фрактальная геометрия, подчиняющаяся этому принципу, все чаще используется для описания организации биологических структур и регуляции их функции. Примерами фрактальных структур являются разветвления кровеносных и лимфатических сосудов, бронхов, нервной системы, морфология цитоплазматических и ядерных мембран, а на молекулярном уровне - белки и их надмолекулярные структуры. В применении к функциональной активности примерами фрактальности являются сердечная деятельность, гормональные циклы, подвижность клеток в культуре и многие другие процессы. На ранних стадиях проявления болезни на уровне физического тела происходит нарушение фрактального порядка. Принцип самоподобия позволяет предположить, что фрактальные характеристики какой-либо отдельно взятой элементарной структуры отражает таковые целостной системы. Элементарные структуры выстраиваются в иерархическом порядке и интегрируются, создавая континиум в пределах целого организма. Биологические жидкости нашего организма (кровь, лимфа, слюна) являются носителями информации о состоянии здоровья. С помощью изучения газоразрадных характеристик высокопотенциированной плазмы крови можно на ранних стадиях определить развитие заболевания». Этот метод можно использовать для сопоставления газоразрядных свечений (ауры) лекарств растительного происхождения (эфирные масла) и плазмы крови больного человека, то есть выявления соответствия препарата и болезни.
Согласно исследованиям Д. Атаева, эфирные масла являются источником высокочастотных сверхслабых электромагнитных излучений и оказывают селективное воздействие на энергетические центры человека, восстанавливая потенциал наиболее ослабленных. Оказывая действие на тонкоматериальные структуры человеческого организма они, как тонкий инструмент, легко устраняют «неисправность» в физическом теле. Российские ученые А. И. Ануфриева и В. П. Ануфриев, исследуя влияние на энергетику человека эфирных масел с использованием метода газоразрядной визуализации, сделали следующие выводы:
- эфирные масла влияют на изменение характера излучений, внешний вид ауры и энергетические центры человека;
- сила воздействия эфирных масел находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей человека;
- эфирные масла активизируют и регулируют деятельность органов и систем человеческого организма;
- спектр действия различных эфирных масел на человека может быть широким и узконаправленным.
Аромапсихология - одна из древнейших, переживающая свое второе рождение, наука. Она изучает воздействие разных запахов на душевное состояние человека. Анакреонт (570-478 до н. э.) рекомендовал смазывать голову душистыми маслами, чтобы иметь ясный ум и быть более решительным. Авиценна утверждал, что аромат розового масла повышает возможности разума (мозга) и увеличивает скорость мышления. Современные исследования подтверждают, что многие эфирные масла (ветиверия, жасмин, роза, шалфей, кедр и др.), воздействуя на гипофиз, способствуют образованию эн- дорфинов, гормонов радости, которые положительно действуют на организм в целом. С помощью эфирного масла лаванды можно увеличить работоспособность на 20%, жасмина - 34%, мяты и герани - 55%, лимона - до 60%. Следует отметить, что лимон тонизирует нервную систему сильнее, чем чай и кофе, но не вызывает негативных последствий. Эксперименты, проведенные японскими учеными, показали, что ароматы мяты, корицы, ванили помогают употреблять на 23% калорий меньше. К этому перечню можно добавить грейпфрут, полынь и укроп.
Методика применения эфирных масел для профилактики и устранения негативных психических состояний, которой в настоящее время пользуются ароматерапевты и аромапсихологи, еще недостаточно совершенна. Тщательное изучение действия запахов на энергетические центры человека позволит ее улучшить. Важно также учитывать уже накопленный веками опыт и наблюдения. Одним из лучших успокоительных средств с древности считали розовое масло, побуждающим к активности - розмарин, укрепляющим нервы - кедр... Ароматы в сочетании с простыми дыхательными упражнениями позволяют легко корректировать нежелательные состояния психики. В книге «Иерархия» читаем: «Можно посоветовать при признаках раздражения глубоко вдыхать десять раз. Явление вдыхания Праны имеет значение не только психическое, но и химическое, ибо Ирана благодетельна для огней и погашает раздражение». Обратите внимание на ваше состояние при созерцании красивых цветов в саду. Появляется ощущение легкости, окрыленности, дыхание становится более глубоким, состояние уравновешенным, спокойным. При сильном волнении некоторые интуитивно начинают глубоко и медленно дышать, приводя себя в состояние покоя. «Утончение сознания и заключается прежде всего во внимании к окружающему». Постепенно нужно научиться мысленно представлять тот или иной приятный аромат и таким образом гармонизировать свое состояние, а можно использовать эфирные масла.
Одним из самых совершенных ароматов признан аромат розы. Спектр и глубина его воздействия заслуживают особого внимания при диагностике психических нарушений. Когда-то душевнобольным делали так называемую «розовую пробу». На запястье или середину ладони наносили каплю розового масла. Через полчаса врач внимательно изучал особенности взаимодействия аромата розы и индивидуального запаха человека. При органических поражениях мозга отчетливо проявлялись кислые ноты, при неустойчивости и быстрой смене процессов торможения и возбуждения - неприятно сладкие ноты, при умении корректировать эмоции волевым усилием - терпкие ноты, при нарушении мозгового кровообращения - дымные ноты и т. д.
Ключевым моментом в лечении заболеваний является понимание причины их возникновения. Обычно мы ищем причину во внешнем мире, в то время как ее нужно искать в себе.
в конце XIX столетия Е. П. Блаватская предупреждала: «В будущем, по мере расцвета нашей цивилизации, возникнут новые болезни и появятся неведомые дотоле расстройства, причины которых лежат глубоко в умах людей и могут быть искоренены, лишь когда жизнь будет строиться на духовных началах». Парацельс, обладавший глубокими познаниями в области медицины, так сформулировал семь причин болезней:
- действие дьявольских духов;
- расстройства согласования духовной и материальной природы человека;
- нездоровье и ненормальность умственного настроения;
- действие закона Кармы, или Справедливости;
- движение и аспекты небесных тел, которые не вызывают болезнь, но при определенных условиях могут ее провоцировать;
- неверное использование органов тела;
- присутствие в системе посторонних субстанций, нечистот или препятствий (воздух, солнце, продукты питания, посторонние тела).
Им соответствуют семь методов лечения:
- изгнание злых духов;
- вибрационное (музыка, пение, цветотерапия);
- использование терафимов (заряженные предметы, литотерапия);
- фитотерапия (настои, экстракты, эфирные масла);
- молитва (при искренней глубокой вере);
- диета и правильный образ жизни;
- умеренное применение «практической медицины».
Современная клиническая диагностика редко выходит за пределы физиологического подхода, дабы выявить болезнь на ранних стадиях ее развития, когда биохимический и биофизический статус организма еще не претерпевает значительных изменений. Изучая возможность ранней диагностики рака, ученые пришли к следующему выводу: «Рак - это не обычная болезнь, это биологическое явление, т. е. процесс, инициированный на информационном уровне, отражающий нарушение управляемости части в едином целом». На психологическом уровне это нарушение может быть спровоцировано чувством саможаления, закоренелой обиды, безысходности, непонимания собственной вины, неумением прощать. Страх, отсутствие чувства собственного достоинства и умения контролировать свои эмоции, чувство неполноценности и самоедство отрицательно влияют на желудочно-кишечный тракт (тошнота, рвота, гастриты, язвы и т. д.). Камни в желчном пузыре образуются чаще всего при избытке чувства собственного превосходства, непомерной гордыне, крушении честолюбивых планов, излишней концентрации на горестных мыслях и т. д. Таким образом, психологическое состояние человека, его мировоззрение и мироощущение - отправная точка развития недуга и избавления от него. Эфирные масла, которые используют для лечения физиологических нарушений, оказывают воздействие прежде всего на чувства, эмоции, ментальные процессы. Например, при болезнях печени, которые развиваются при постоянном унынии, умственном перенапряжении, избытке информации и неспособности ее усвоить, консерватизме, жадности, повышенной эмоциональной возбудимости, прекрасно действует масло лимона, поскольку увеличивает умственную активность (до 60%], улучшает настроение, помогает сосредоточиться, переосмыслить устоявшиеся взгляды...
Радость, обида, восторг, разочарование, любовь, ненависть - эти и другие чувства пестрят в нашей жизни, как цветные стеклышки в калейдоскопе. Не каждый может справиться с приливом нахлынувших чувств, переживаний. Помочь себе сохранить в трудную минуту душевное равновесие можно и при помощи запахов. Аромат - своего рода камертон, который позволяет взять нужную ноту. Вдумайтесь в само слово «настроение». Мы действительно способны себя настроить на работу или отдых, деловую встречу или вечер с друзьями, все зависит от нашего умения управлять собой. В «Гранях Агни Йоги» читаем: «Звуки, световые цвета и ароматы являются пищей людей, достигших известных ступеней развития. Но к ней часто прибегают и обычные люди, особенно художники, композиторы и другие, более утонченные натуры. В жизни пейте не только источник звуков и цвета, но и аромата».