Физиология и философия запаха

Ароматерапия - Теория

(2 Голосов)

Автор: Sonyoga

Много тайн еще хранит пространство для человека. Много тайн заключает в себе то, что люди называют материей. Все чудеса в ней, ибо вне ее нет ничего, до­ступного духу, но она есть во всем: и в том, что наверху; и в том, что внизу; и в мыслях и в чувствах она: материя мыслей, материя чувства, материя высших эмоций и материя низших страстей. От материи никуда не уйти. Потому Мы - материалисты, в самом широком и неограниченном понимании этого слова. Не ограничивай­те ничем материю и ее проявления. Все, что видит сознание, и все, что доступно постижению, - материаль­но. То, что нематериально, не существует ни для человеческого сознания, ни в пространстве; ни в сознании человека, ни вне его. Противоположение духа и материи нелепо, ибо материален и дух человека. Только катего­рия этой материи, или форма ее выражения, отлична от формы обычной. Но отлична она не по существу, а по форме. Дух можно противопоставить материи, но лишь так, как противопоставляются Северный и Южный по­люса Земли, или магнита, или полюса электричества.

Без пищи человек может прожить около 2-х месяцев, без воды - не более 7-ми дней, а без воздуха - считанные мину­ты. Абсолютно любой воздух насыщен различными запаха­ми. «Ароматы - драгоценности этого воздуха, который дает нам жизнь, - украшают его не без причины. Не было бы уди­вительно, если бы эта непонятная роскошь отвечала чему-нибудь глубокому и существенному, чему-то, как нам уже сказали, скорее еще не наступившему, нежели уже минув­шему», - писал М. Метерлинк.

Процесс обоняния условно можно разделить на два уров­ня: физиологический и тонкоматериальный. Несмотря на то что физиология процесса обоняния известна далеко не пол­ностью, тем не менее многие интересные особенности этой сенсорной системы современной наукой изучены. Сам про­цесс охарактеризован следующим образом: «Обоняние - это восприятие организмом определенных свойств (запахов) раз­личных веществ». В данном определении слова «запах» и «свойство» использованы как синонимы, то есть за­пах является проявлением свойств того или иного объекта, явления. В данном случае свойство может быть охарактеризо­вано как качество, суть, сущность, основа, характеристика.

Для того чтобы запах стал ощутимым, ему нужно пройти сложный путь. Слизистая оболочка носа покрыта обонятель­ными, опорными и базальными клетками; там где они отсут­ствуют, имеются свободные окончания волокон тройничного нерва. Назальные клетки - нейтральные по своей природе сенсорные клетки, а это значит, что они могут превратиться в обонятельные, но только при определенном условии: в них должна быть необходимость. Таким образом, человек у кото­рого плохо развито обоняние, имеет возможность развивать его. Чем больше базальных клеток будет преобразовано в обо­нятельные, тем острее обоняние.

Согласно исследованиям В. М. Бехтерева, неодинаковое раз­витие органов восприятия делит людей на типы с более раз­витым слухом, зрением, осязанием и мышечным ощущением, обонянием, вкусом. Каждый тип в свою очередь имеет боль­шую градацию восприятия. Парфюмеры способны различать от 700 до 10 000 различных запахов и их оттенков разного уровня насыщенности, в то время как обычный человек узна­ет только несколько десятков наиболее часто сопровожда­ющих его жизнь запахов. Несмотря на то что путь прохожде­ния сигнала о том или ином запахе к ипсилатеральному по­лушарию большого мозга подробно изучен, до недавнего времени было неясно, как именно человек различает запахи. Оказывается, что каждый рецептор обонятельной системы узнает только один элемент многокомпонентного запаха и посылает соответствующий сигнал в мозг. Мозг соединяет многочисленные сигналы в единое целое. Так, в распознава­нии одного запаха иногда участвуют до 1000 нейронов. За это важное открытие американские ученые .Линда Бак и Ричард Аксел в 2004 году были удостоены Нобелевской премии. Извест­но также, что при вдыхании ароматов «между обонятельным волоском погруженным в слизь и основанием аксона сенсор­ной клетки... возникает разность потенциалов и электричес­кий ток определенного направления, называемый генераторным». Электричество в органическом теле не что иное, как проявление стихии огня космического пространства, или пространственный огонь. «Каждая клеточка тела - элек­трическая батарейка... Человек есть огонь, управляемый в дей­ствии постоянном». Таким образом, происходит по­стоянное взаимодействие огня внутреннего и пространствен­ного. Если с данной позиции рассматривать процесс обоняния, то ароматы позволяют усиливать это взаимодействие и на­капливать пространственный огонь (электричество), столь необходимый для жизнедеятельности организма.

Сенсорные системы, бесспорно, очень важны, ведь именно благодаря им наша жизнь приобретает полноцветное звучание. Иногда, в результате трагических обстоятельств, человек может утратить возможность видеть или слышать. Слепота и глухота, к сожалению, еще часто поражают организм человека, и слова эти хорошо известны. Но мало кто вспомнит, как одним словом назвать утрату возможности чувствовать запахи, и не потому что такого слова нет, а потому что аносмия - потеря или сни­жение способности воспринимать запахи - явление чрезвы­чайно редкое по следующим причинам. Во-первых, в обонятельном эпителии есть «дублеры» (обонятельные клет­ки, первичные сенсорные клетки и окончания сенсорных воло­кон тройничного нерва); во-вторых, даже при утрате 90% обо­нятельных рецепторов функция обонятельной системы не на­рушается, так как включается компенсаторный механизм; в-третьих, автоматически запускается процесс регенерации. Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что При­рода позаботилась и создала множество механизмов для защи­ты обонятельной системы. Для чего это было нужно? Ведь ни­чего случайного, а тем более лишнего, в нашем организме нет.

Широко известно, что 90% информации человек получает через глаза, 8% - через уши, 2% - через нос, но мало кто знает, что 90% информации, влияющей на чувства, человек получает посредством обоняния. Обонятельный нерв, в отличие от дру­гих анализаторов, не имеет «посредников» и напрямую связан с головным мозгом и окружающей средой. Академик И. П. Пав­лов писал о том, что обонятельный анализатор относится к самым древним частям высшего отдела центральной нервной системы и многие его функции, как и у животных врожденны, безусловны и постоянны. Передний мозг возник как развитый участок обонятельной системы. Область мозга, регистриру­ющая запахи, связана с эндокринной, нервной, лимбической системами и гипоталамусом, который называют «местом встре­чи» тела и разума. Это значит, что запахи влияют на выработку гормонов, функционирование внутренних органов, эмоцио­нальное состояние. Обонятельная система связана с участка­ми головного мозга, отвечающими за память. Запахи практи­чески мгновенно пробуждают в нас те или иные воспомина­ния. Они способны гармонизировать взаимодействие левого и правого полушария, помогая установить их равновесие, за­дают подобно камертону особый ритм работы мозгу. Так, аро­мат розы способствует глубокому размышлению, а запах ли­мона позволяет настроиться на активную работу.

Многочисленные эксперименты доказывают, что опреде­ленные нарушения нервной системы вызывают частичную, как при некоторых формах шизофрении, потерю восприятия запахов или их искажение (дизосмию), как при депрессивном состоянии. Из-за насморка нарушается деятельность вкусово­го анализатора и пища кажется безвкусной или слишком прес­ной. По данным доктора биологических наук Н. Боковой, уда­ление обонятельной луковицы ведет к развитию болезни Альцгеймера. Неприятные запахи ухудшают зрение и слух, работу желудочно-кишечного тракта, повышают артериальное дав­ление. Согласно исследованиям профессора С. В. Кравкова, за­пах бергамота, герани и розмарина усиливает чувствитель­ность зрения к зеленому цвету в дневное время в 1,5-2 раза, а к красному, наоборот, понижает. В ночное время указанные запахи ухудшают зрение. Так называемые тригеминальные запахи, предупреждающие об опасности (например, наша­тырь), активизируют защитные функции организма, работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем, но преимуществен­но в состоянии бодрствования. Во время сна обоняние может практически полностью отключиться, что нередко приводит человека к гибели в случае отравления угарным газом, други­ми ядовитыми веществами. В отличие от других анализато­ров при длительном раздражении обонятельных рецепторов одним и тем же запахом их чувствительность сначала снижа­ется до 40% , а затем при определенных условиях не падает до нуля, а, напротив, увеличивается и утончается. Это лишь не­большой перечень особенностей обоняния.

Представление о Мире на протяжении эволюции челове­чества постоянно меняется. Улыбаясь старому утверждению, что Земля плоская и покоится на трех китах, задумываемся ли мы над тем, как будут относиться потомки к нашим науч­ным воззрениям через несколько столетий? Будем надеяться, что грядущие поколения снисходительно простят нам упро­щенное представление о жизни человека, Земли, Вселенной, ограниченное познанием грубой материи.

Научное восприятие Мира за последние 300 лет претерпе­ло множество изменений. Согласно ньютоно-картезианской картине Мира, созданной в XVIII веке, эволюционное простран­ство трехмерно и не зависит от времени, причинно-следствен­ные связи линейны, а материя рождается из пустоты. Вселен­ную представляли как гигантский механизм, действующий в соответствии с известными ученым мужам законами материи.

В XIX веке этот взгляд на Мир изменился. Его величе­ство случай занял в науке свое место. Случайностью стали называть то, чему не могли найти объяснение. Открытия Дар­вина, Максвелла, Больцмана, Фарадея и Гельмгольца позво­лили объединить абсолютную точность с вероятностью.

Научные открытия начала XX века позволили утверждать, что пустоты, как таковой, вообще не существует; материя вышла за рамки грубых (зримых) форм, появились теория от­носительности, понятие «пространство - время», принцип дополнительности, наконец, знаменитая формула Е=тс2, ко­торая подтвердила реальность явлений материализации и де­материализации. Казалось, уже ничто не может измениться, но бурное развитие интеллекта привело к тому, что картина Мира, созданная в начале XX века, начала сдавать свои пози­ции, уступая место новой научной парадигме. Один из основа­телей синергетики, Л. Пригожин, писал: «...картина Мира клас­сической науки - лапласовский детерминизм - выглядит с современной позиции почти как карикатура на эволюцию». Разделение науки на точную и гуманитарную выявило свою несостоятельность. Начался процесс слияния, как казалось не­когда, очень далеких друг от друга областей науки - физики и психологии, информатики и биологии, истории и астро­номии, астрологии и медицины. Появилось новое научное направление - биоэнергоинформатика. Идеи К. Э. Циолков­ского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, А. Л. Козырева, по­степенно нашли не только понимание в кругу ученых, но и фак­тическое подтверждение. В марте 1996 года в Москве, в Госу­дарственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, прошла научная конференция «Наука на пороге XXI века - новые парадигмы». В отчете о работе конференции было от­мечено: «Переход общенаучной парадигмы от ее чисто мате­риалистического «звучания», в котором достижения науки и техники положительны и «беспредельны», к взвешенному нравственно-экологическому звучанию связан с признанием приоритета духовных ценностей над материальными. Соответ­ственно, принимается неразрывное единство вещественного и духовного миров. Универсума вместо постулата о первично­сти материи и вторичности сознания. Новая общенаучная пара­дигма должна подкрепляться конкретными теоретическими моделями современной физики. Это требует признания реаль­ности информационно-энергетического пространства Вселен­ной, в том числе возможности безэнергетичной и безэнтро­пийной передачи информации. Фундаментальное изменение естественнонаучных взглядов на пути развития человечества будет способствовать его выживанию как в материальной, так и в духовной сфере».

Спор о существовании четвертого измерения в научных кругах шел давно и был завершен только к началу XX столетия в пользу тех, кто утверждал многомерность пространства. Еще больше расширяют горизонт нашего восприятия жизни от­крытия в области физики. Г. И. Шипов в книге «Теория физи­ческого вакуума» называет семь уровней реальности:

  • Абсолютное «ничто».
  • Первичное торсионное поле (поле сознания).
  • Вакуум.
  • Плазма (элементарные частицы).
  • Газ.
  • Жидкость.
  • Твердое тело.

Следовательно, человек тоже имеет семеричное строение, ибо микрокосм подобен макрокосму. В трудах ученых, священ­ных писаниях, философских трактатах гармоничное сочета­ние семи тел представлено следующим образом:

  • Атма.
  • Буддхи.
  • Манас.
  • Кама.
  • Ирана.
  • Линга-Шарира.
  • Физическое тело.

Иначе говоря - сочетание духа, души, одухотворенного разума, интеллекта, астрального, эфирного и физического тела. Известный советский хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий в книге «О духе, душе и теле» писал: «Чем полнее мозг человека будет смоделирован счетной машиной, тем яснее видно, что выс­шие чувства не являются его функцией. Это область духа, которая только связана с мозгом, но не непосредственно. Центральным органом, через который осуществляется связь тела с духом, является сердце».

Тонкоматерильные структуры (ауру) человека уже неодно­кратно запечатлевали на фото и видеопленку (эффект Кирлиана). В настоящее время существование ауры - факт досто­верный и научно подтвержденный. Кандидат физико-математических наук, профессор университета Коломбо К. Г. Короткое много лет занимается изучением этого вопроса. В своих ста­тьях ученый неоднократно писал о многоуровневом строении человека и космоса: «...можно говорить об иерархии уров­ней жизнедеятельности биологического организма. Физи­ческое тело - физическая аура (суперпозиция физических полей) - информационная аура (совокупность информаци­онных полей) - коллективная аура (совокупная аура груп­пы людей) - Аура Человечества. Последняя оказывается неотъемлемой, частью более глобального поля, сформирован­ного в космических масштабах. После смерти физического те­ла информационная аура человека продолжает независимое существование... информационная аура связана со структу­рами более высоких уровней и меняется в соответствии с поведением этих структур». Подобное утверждение наводит на мысль о том, что посмертное существование че­ловека и наша связь с явлениями вселенского масштаба в бли­жайшем будущем будут рассматриваться как неопровержи­мый научный факт.

Несмотря на то что наука интенсивно развивается, перед ней стоит еще очень много нерешенных вопросов, и ароматы не составляют исключение. Например, неизвестно каким об­разом углеводороды появляются в растениях и что служит пусковым механизмом для образования из них при участии кислорода эфирных масел (терпеновых соединений, окислен­ных углеводородов). Советские ученые В. И. Нилов, В. В. Виль­яме и Л. А. Михельсон в совместной работе «О превращении эфирных масел в растениях» писали: «Как образуются углево­дороды - терпены, пока сказать невозможно, и мы считаем лишним приводить теоретические рассуждения на этот счет, так как пока нет ни одного, более или менее твердо установ­ленного, наводящего факта». Известно, что терпено- вые соединения склонны к активной изомеризации и образу­ют широкий спектр устойчивых форм, чаще всего это шести­гранные ячейки. Присоединяя к углеводородным соединениям кислород, растение продуцирует спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, сложные эфиры, цинеол, входящие в состав эфирного масла, но «исходящие материалы» и механизмы «превращения» эфирных масел неизвестны. Единственное, что не вызывало сомнений, - факт органического происхождения сложных ароматических соединений. На наш взгляд, именно это утвержде­ние явилось неверной точкой отсчета. Нижеприведенная ин­формация выдвигается в качестве гипотезы.

Попытаемся иначе поставить этот вопрос и перейти от про­стого к сложному. Согласно восточной философии, Космос име­ет семеричную структуру. Кроме видимого мира существует еще шесть состояний материи иного качества. Миры, сферы или планы бытия существуют в тесном взаимодействии и вза­имопроникновении. Мир мыслей и мир чувств пронизывают мир физический. Материя физического мира самая плотная, а затем следует многоуровневая градация в сторону утонче­ния. Причем более тонкая материя может проявляться в более плотной, но не наоборот. Если принять за основу факт суще­ствования ароматического аспекта Вселенной, то неизменно напрашивается вывод о том, что он пронизывает все виды материи во всех формах ее существования. С позиции грубо­го материализма реально только то, что можно увидеть, по­трогать, зафиксировать, но даже самый рьяный материалист не станет отрицать существование мысли, проскопии, телепа­тии, а также существование жизни в неизвестных науке фор­мах. Поэтому примем еще одно положение: космическое про­странство представляет единый живой организм, который живет и развивается согласно определенным законам.

Ученый и священнослужитель В. Ф. Войно-Ясенецкий пи­сал на эту тему: «Невозможно допустить, что все бесчислен­ные звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы весь мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что все небесные тела служат местом оби­тания бесчисленных живых и разумных существ, высших форм интеллектуальности? Против этого обычно возражают, что никакая органическая жизнь невозможна при тех физи­ческих условиях, какие существуют на звездах и планетах (за исключением, может быть, только Марса). Но разве бесплот­ные духи нуждаются в определенных физических условиях жизни, подобно существам органическим? И, наконец, разве не могут существовать формы телесности, совершенно иные, чем земные, приспособленные к физическим условиям, отли­чающимся от земных?

И пылающие раскаленные массы огромных звезд могут быть населены пламенными серафимами и херувимами.

Если так ясен закон развития и существования в земной природе, то нет никакого основания допустить, что он пре­рывается за пределами нашей планеты; что дух, впервые яв­ленный в человеке, но проявляющийся и в простейших суще­ствах, и в начальной форме, не имеет дальнейшего развития во всей вселенной».

Любая форма жизни облекается в материю. Одна из них - аромат. Его основой являются углероды и водороды. Они, по­добно нулю и единице в вычислительной технике, создают бесчисленное множество комбинаций. По мере присоедине­ния иных химических элементов, то есть постепенного уплот­нения, эта тонкая материя обретает новые, более разнообраз­ные формы.

В 2005 году индийские астрономы, изучая состав кометного вещества, обнаружили, что в него входят сложные угле­водороды, а в начале 2008 года научный мир облетела весть об огромных скоплениях простых углеводородов (метан, этан) на Титане, одном из спутников Сатурна. Углеводородные со­единения содержатся и в газопылевых облаках, окружающих молодые звезды. Причем именно те модификации, которые являются предшественниками ДНК и белков (ацетилен, циа­нид). Американские астробиологи обнаружили полицикли­ческие ароматические углеводороды в космическом про­странстве. Их количество оказалось столь велико, что можно говорить о благоухающем «первичными» ароматами Космо­се. На снимках галактик, удаленных от Земли на десятки мил­лионов световых лет, в инфракрасном излучении азот-арома- тические углеводороды занимают одну треть пространства, причем азот в них содержится в незначительном количестве, доминирующее положение занимает углерод. «Спектральный анализ по цвету позволяет определить присутствие того или иного вещества. Анализ ароматический дает такие же результаты, ибо в огненном теле можно вести исследования Даль­них Миров».

Следует отметить, что ароматические соединения имеют очень красивую форму. Молекулы углерода, водорода и азота образуют шестигранные объемные ячейки и, подобно сне­жинкам, поражают своим многообразием и утонченностью форм. В. Ф. Войно-Ясенецкий утверждал, что «...не без твор­ческого воздействия духа создаются формы неорганической природы, все формы мироздания. В том глубоком духовном, даже моральном воздействии, которое производят на нас ове­янные духовной энергией красоты природы, надо видеть цель и значение красоты. Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нем красоты формы, созидаемой духом».

И. Кеплер в свое время сделал вывод о существовании формообразующей силы в любом веществе, некоего всеобще­го закона. Согласно синергетике, изучающей сложные системы, таковым является закон самоорганизации. Процесс самоорга­низации идет от простого к сложному, подобно тому как в хи­мической реакции по правилу Гей У1юсака и Оствальда сначала возникают наименее, а затем наиболее устойчивые формы.

В формировании планет углеводородные соединения игра­ют важнейшую роль. Впоследствии, насыщая плотную материю небесного тела, они участвуют в сложных химических преоб­разованиях. Согласно теории российского ученого А. Скляро­ва, в результате пиролиза (разложения при высоких темпера­турах) метана в земной коре образуются жидкие и газообраз­ные сложные углеводороды (графит, медь, уголь и т. д.). Значит, в растения углеводородные соединения проникают из земли и далее с участием кислорода преобразуются в эфирные масла. Еще Платон писал о том, что благовония «питает земля», а запах «пребывает в неком незавершенном, переходном состоянии». Вероятно, «переходное состояние» запаха и есть простые углеводородные соединения, которые в Древней Гре­ции, по словам Аристотеля, не имели названия, но именно под их воздействием воздух «тотчас же становится ощущаемым». Остается только восхищаться позна­ниями древних философов и их умению в простой, доступной для современников форме излагать сложные темы.

Профессор Йегер (XIX в.) утверждал, что «основой жиз­ненного принципа является не протоплазма, а одоратная (ароматическая) материя, содержащаяся внутри нее... Если уничтожить протоплазму посредством ее сожжения, воздей­ствием на нее серной кислотой или любым разрушающим ве­ществом, то пахучие субстанции абсолютно не уничтожают­ся, а, наоборот, становятся более явными». Махатма К. X., разъ­ясняя статью вышеупомянутого ученого, писал: «Одориген доктора Йегера - это не Джива, но это одно из связующих звеньев, которое соединяет ее с физическим телом». Джива в переводе с санскрита - Жизнь как Абсолют; также Монада, или атма-буддхи, то есть дух и душа. Значит, аромат - одна из тончайших нитей ткани души, вплетающаяся на определен­ном этапе и при определенных условиях в плотную материю Бытия. И наличие запаха свидетельствует о присутствии и выявлении души. Поэтому можно предположить, что косми­ческие азот-ароматические углеводороды не что иное, как мириады монадических структур; следовательно, Космос на­полнен жизнью, но в иных, приемлемых для души состояни­ях, формах.

Монада, она же высшая триада буддистов (атма, буддхи, манас), Св. Троица гностиков, бессмертна и, согласно доктрине перевоплощения, проходит путь от низших, элементарных царств природы к высшим. Принцип троичности четко про­слеживается и в запахах. Любой запах имеет активные лету­чие соединения, которые воспринимаются на начальном эта­пе; срединные, дающие характерный тон, и базисные, составля­ющие остаточный запах. Иначе говоря - дух, душа и тело запаха. Поскольку любой запах имеет в своей структуре плот­ную материю, чаще всего в жидком состоянии, то очевидно, что он оказывает троякое действие на физическое тело чело­века. Сначала происходит всасывание эфирного масла через кожу или слизистые оболочки (желудка, дыхательных путей и т. д.), затем его воздействию подвергаются ткани внутрен­них органов (через лимфу и кровь) и, наконец, через системы выделения (дыхательную, мочеполовую, желудочно-кишеч- ный тракт, кожу) оно удаляется из организма. Параллельно про­исходит взаимодействие характерного тона запаха с нервной системой, энергетическими центрами, каналами и полевыми структурами, что выражается в изменении эмоционального фона, интенсивности процесса мышления, памяти. Самая тон­кая составляющая запаха оказывает кратковременное, но глу­бокое влияние на сферу высших чувств и мыслей (предчув­ствие, интуиция, творческое озарение), если она развита.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим некоторые осо­бенности обоняния. Известно, что во время сна в состоянии покоя находится только физическое тело, душа пребывает в ином измерении; следовательно, происходит сильное ослаб­ление обоняния либо его полная утрата. Обостряется оно в переходном состоянии от бодрствования ко сну и наоборот. Очень важно в этот период находиться в атмосфере прият­ных, успокаивающих ароматов, которые сообщают тонкому телу дополнительную энергию и способствуют гармонично­му, активному и полноценному отдыху, позволяя восстано­вить утраченные силы. Во время сна, кроме обонятельной, не активны и многие другие системы организма. Например, в связи с тем что одоратная материя составляет основу серотонинной системы, частота проявления последней в состо­янии сна равна 0 Гц/с, а в период творческой активности до­стигает 7 Гц/с.

На Востоке убеждены в том, что душа, перед тем как обре­сти земное тело, пребывает в Тонком Мире, где главным источ­ником питания служат ароматы. Этим объясняют наличие обо­стренного обоняния у новорожденных. Возможно, по этой при­чине их появление на свет сопровождали определенными действиями. В Древней Индии существовал сложный обряд, он сохранился в несколько измененном виде по сей день: с осо­бой тщательностью подобранные благовония, в строгой по­следовательности воскуривали, а тело роженицы умащивали благовонными составами. Вероятно, ароматы облегчают про­цесс перехода души в новое состояние (подобно переходу от сна к бодрствованию). Необходимы они и для роженицы. Каза­лось бы, как могут повлиять ароматические вещества на родо­вую деятельность? Ведь сегодня для стимулирования и обез­боливания этого сложного процесса применяют достаточно сильные химические препараты. Оказывается, ароматы очень гармонично и без негативных последствий для роженицы и ребенка стимулируют гладкую мускулатуру матки настолько, что делают роды безболезненными, позволяют быстро восста­новиться женщине в послеродовой период, благотворно влия­ют на состояние психики, позволяя избежать кратковремен­ных нарушений психических процессов, связанных с тем, что не все способны без негативных последствий пережить мо­мент активного взаимодействия двух миров (зримого и неви­димого] во время родовой деятельности.

Замечено, что в период тяжелой болезни, когда основную часть времени человек находится в бессознательном состоянии или спит, он источает присущий ему запах. Кроме того, в момент смерти и через 40 дней после нее близкие люди не­редко чувствуют характерный запах умершего. Это запах сущ­ности, тонкой, нетленной структуры человека, его души. Пе­реход в мир иной издревле сопровождали приятными арома­тами. Роза, эвкалипт и ладан особенно полезны. Фраза «на ладан дышит» родилась не случайно, так как ладан часто ис­пользовали в последние часы жизни человека, чтобы усилить жизнеспособность, наполнить силой, так необходимой для дальнейших преобразований, все энергетические центры (осо­бенно в области сердца и гипоталамуса), помочь сохранить ясное сознание в момент перехода.

На физическом уровне запахи воспринимает обонятель­ная система, душа их воспринимает посредством сердца, как ни парадоксально это звучит. Сердце человека - не только орган, перекачивающий кровь, это единственный орган, ко­торый способен реагировать на явления физического и не­зримого миров. Именно поэтому, сердце способно чувство­вать на расстоянии, остро реагировать на зло, может радо­ваться, предвосхищать события... Сердце - мудрец, пророк, вестник Высших миров, к которому мы прислушиваемся или игнорируем. В Живой Этике указано: «Среди чувств обоня­ние есть одно из определений всего приближающегося. Мно­гие не поймут, что сердце будет двигателем утончения обо­няния. У сердца пламенного приближение каждой сущно­сти вызывает своеобразное употребление чувства обоняния внутреннего. Удушья сердечные происходят часто от таких приближений».

Одно из ярких проявлений Тонкого Мира в нашей жизни - неожиданное появление какого-либо запаха без видимых причин. Условно все запахи можно разделить на две боль­шие группы: жизнедательные и запахи разложения. Это два противоположных полюса, как Свет и тьма, иногда грань между ними очень тонкая, едва уловимая. Приятный запах характеризует светлое явление, присутствие благих энер­гий; неприятный - предупреждает о негативном воздей­ствии. Запахи при утонченном обонянии заблаговременно сообщают нам о событиях и появлении тех или иных людей.

Распознавание сущности человека, предметов посредством вдыхания запаха было широко распространено в давние вре­мена. Многие древние народы при встрече касались друг дру­га носами. Иногда эту роль доверяли братьям на­шим меньшим и гостей подводили к лошадям или собакам, которые демонстрировали свое отношение к ним. В Китае, Тибете даже вывели породы особо чувствительных собак. Так, в Лхасе, месте паломничества буддистов, почти в каждом дво­ре держали небольшого тибетского терьера. По сей день это самая распространенная порода на указанной территории. Не­сведущему человеку может показаться странным, что в та­ких суровых условиях заботливо опекают маленьких декора­тивных собачек.

Животные хорошо чуют хозяина или недруга на достаточ­но большом расстоянии. Можно наблюдать, как пес начинает радоваться, суетиться за 20-30 мин до прихода в дом его хо­зяина. У собаки активно действуют более 200 млн обонятель­ных клеток, в то время как у человека - только около 10 млн. В «Мире Огненном» можно прочитать следующие строки: «Чуткая собака устремляется издалека по следам хозяина. Так же и в человеке существует эта чуткость огненная, но он пы­тается заглушить ее рассудком. Между тем немало людей мо­гут сознаться, что они иногда слышат необъяснимые запахи. Может быть, то Тонкий Мир шлет ароматы, но редко они слыш­ны. Люди скорее согласятся о животном чутье, нежели об аро­матах надземных».

Восприятие запаха, вкуса и цвета с течением эволюции менялось. Сегодня, когда большинство людей прекрасно раз­личают семь цветов радуги, трудно представить, что когда-то при недостаточном развитии у большинства зрительного ана­лизатора синий, а тем более фиолетовый цвет, воспринимал­ся как черный. Древние греки назвали море, омывающее крым­ские берега, черным, потому что, как это ни парадоксально, видели его именно таким. Вергилий писал о фиалке как чер­ном цветке, равно как и о гиацинте. В ряде греческих текстов Радугу называют красной, так как именно с этого цвета раз­вивалось цветовосприятие. Позже появилось описание уже трех цветов радуги, в которой доминировал красный, пере­ходящий в желто-зеленый и малиновый. Е. П. Блаватская в тре­тьем томе «Тайной Доктрины» уделяет особое внимание эво­люции глаза, восприятию ультрафиолетовой области спектра. В трудах П. Флоренского есть интересные параллели в описа­нии духовных качеств и их цветовых характеристик. Обоня­ние, так же как и зрение, развивалось и продолжает разви­ваться постепенно, поскольку процесс эволюции органов чувств зависит от степени развития сознания.

М. А. Волошин, рассуждая на эту тему, в дневнике 1907-1909 годов указал следующую последовательность развития пяти чувств: слух, осязание, зрение, вкус, запах... Морис Метерлинк, анализируя в книге «Разум цветов» ранние письменные источники, пришел к выводу: сначала люди раз­личали очень сильные и стойкие ароматы; обоняние, как сен­сорная система, интенсивно развивается с недавних пор. Аро­маты он называет душой цветов, а обоняние - «наименее объяснимым из наших чувств». В Живой Этике пи­шется о нашем времени как периоде постепенного сближения миров физического и тонкого. Для восприятия последнего необходимо в том числе развитое обоняние. Мысли М. Метерлинка перекликаются с утверждением о сближении миров: «Весьма возможно, что это чувство, единственное, которое об­ращено к будущему, уже воспринимает яркие проявления счаст­ливых и желанных форм и состояний материи, которые готовят немало сюрпризов. А покуда оно принадлежит к ощущениям наи­более резким, наименее тонким. Оно еле-еле догадывается, и то при помощи воображения, о тех глубоких и гармоничных ис­парениях, которые, очевидно, окружают великие явления ат­мосферы и света. Если мы уже находимся на пути к тому, что­бы постигнуть ароматы дождя или сумерек, почему бы нам не дойти до различения и определения запаха снега, льда, утрен­ней росы, первых лучей зари, мерцания звезд? Все в простран­стве должно обладать своим ароматом, даже луч луны, шепот воды, плывущее облако, улыбка небесной лазури».

В Живой Этике определена следующая последовательность овладения пятью чувствами: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Указана перспектива развития: от обычного обоняния к абсолютному, а затем до яснообоняния.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 29.03.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии