Главная Ароматерапия Теория Физиология и философия запаха
Физиология и философия запаха
(2 Голосов)Автор: Sonyoga
Много тайн еще хранит пространство для человека. Много тайн заключает в себе то, что люди называют материей. Все чудеса в ней, ибо вне ее нет ничего, доступного духу, но она есть во всем: и в том, что наверху; и в том, что внизу; и в мыслях и в чувствах она: материя мыслей, материя чувства, материя высших эмоций и материя низших страстей. От материи никуда не уйти. Потому Мы - материалисты, в самом широком и неограниченном понимании этого слова. Не ограничивайте ничем материю и ее проявления. Все, что видит сознание, и все, что доступно постижению, - материально. То, что нематериально, не существует ни для человеческого сознания, ни в пространстве; ни в сознании человека, ни вне его. Противоположение духа и материи нелепо, ибо материален и дух человека. Только категория этой материи, или форма ее выражения, отлична от формы обычной. Но отлична она не по существу, а по форме. Дух можно противопоставить материи, но лишь так, как противопоставляются Северный и Южный полюса Земли, или магнита, или полюса электричества.
Без пищи человек может прожить около 2-х месяцев, без воды - не более 7-ми дней, а без воздуха - считанные минуты. Абсолютно любой воздух насыщен различными запахами. «Ароматы - драгоценности этого воздуха, который дает нам жизнь, - украшают его не без причины. Не было бы удивительно, если бы эта непонятная роскошь отвечала чему-нибудь глубокому и существенному, чему-то, как нам уже сказали, скорее еще не наступившему, нежели уже минувшему», - писал М. Метерлинк.
Процесс обоняния условно можно разделить на два уровня: физиологический и тонкоматериальный. Несмотря на то что физиология процесса обоняния известна далеко не полностью, тем не менее многие интересные особенности этой сенсорной системы современной наукой изучены. Сам процесс охарактеризован следующим образом: «Обоняние - это восприятие организмом определенных свойств (запахов) различных веществ». В данном определении слова «запах» и «свойство» использованы как синонимы, то есть запах является проявлением свойств того или иного объекта, явления. В данном случае свойство может быть охарактеризовано как качество, суть, сущность, основа, характеристика.
Для того чтобы запах стал ощутимым, ему нужно пройти сложный путь. Слизистая оболочка носа покрыта обонятельными, опорными и базальными клетками; там где они отсутствуют, имеются свободные окончания волокон тройничного нерва. Назальные клетки - нейтральные по своей природе сенсорные клетки, а это значит, что они могут превратиться в обонятельные, но только при определенном условии: в них должна быть необходимость. Таким образом, человек у которого плохо развито обоняние, имеет возможность развивать его. Чем больше базальных клеток будет преобразовано в обонятельные, тем острее обоняние.
Согласно исследованиям В. М. Бехтерева, неодинаковое развитие органов восприятия делит людей на типы с более развитым слухом, зрением, осязанием и мышечным ощущением, обонянием, вкусом. Каждый тип в свою очередь имеет большую градацию восприятия. Парфюмеры способны различать от 700 до 10 000 различных запахов и их оттенков разного уровня насыщенности, в то время как обычный человек узнает только несколько десятков наиболее часто сопровождающих его жизнь запахов. Несмотря на то что путь прохождения сигнала о том или ином запахе к ипсилатеральному полушарию большого мозга подробно изучен, до недавнего времени было неясно, как именно человек различает запахи. Оказывается, что каждый рецептор обонятельной системы узнает только один элемент многокомпонентного запаха и посылает соответствующий сигнал в мозг. Мозг соединяет многочисленные сигналы в единое целое. Так, в распознавании одного запаха иногда участвуют до 1000 нейронов. За это важное открытие американские ученые .Линда Бак и Ричард Аксел в 2004 году были удостоены Нобелевской премии. Известно также, что при вдыхании ароматов «между обонятельным волоском погруженным в слизь и основанием аксона сенсорной клетки... возникает разность потенциалов и электрический ток определенного направления, называемый генераторным». Электричество в органическом теле не что иное, как проявление стихии огня космического пространства, или пространственный огонь. «Каждая клеточка тела - электрическая батарейка... Человек есть огонь, управляемый в действии постоянном». Таким образом, происходит постоянное взаимодействие огня внутреннего и пространственного. Если с данной позиции рассматривать процесс обоняния, то ароматы позволяют усиливать это взаимодействие и накапливать пространственный огонь (электричество), столь необходимый для жизнедеятельности организма.
Сенсорные системы, бесспорно, очень важны, ведь именно благодаря им наша жизнь приобретает полноцветное звучание. Иногда, в результате трагических обстоятельств, человек может утратить возможность видеть или слышать. Слепота и глухота, к сожалению, еще часто поражают организм человека, и слова эти хорошо известны. Но мало кто вспомнит, как одним словом назвать утрату возможности чувствовать запахи, и не потому что такого слова нет, а потому что аносмия - потеря или снижение способности воспринимать запахи - явление чрезвычайно редкое по следующим причинам. Во-первых, в обонятельном эпителии есть «дублеры» (обонятельные клетки, первичные сенсорные клетки и окончания сенсорных волокон тройничного нерва); во-вторых, даже при утрате 90% обонятельных рецепторов функция обонятельной системы не нарушается, так как включается компенсаторный механизм; в-третьих, автоматически запускается процесс регенерации. Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о том, что Природа позаботилась и создала множество механизмов для защиты обонятельной системы. Для чего это было нужно? Ведь ничего случайного, а тем более лишнего, в нашем организме нет.
Широко известно, что 90% информации человек получает через глаза, 8% - через уши, 2% - через нос, но мало кто знает, что 90% информации, влияющей на чувства, человек получает посредством обоняния. Обонятельный нерв, в отличие от других анализаторов, не имеет «посредников» и напрямую связан с головным мозгом и окружающей средой. Академик И. П. Павлов писал о том, что обонятельный анализатор относится к самым древним частям высшего отдела центральной нервной системы и многие его функции, как и у животных врожденны, безусловны и постоянны. Передний мозг возник как развитый участок обонятельной системы. Область мозга, регистрирующая запахи, связана с эндокринной, нервной, лимбической системами и гипоталамусом, который называют «местом встречи» тела и разума. Это значит, что запахи влияют на выработку гормонов, функционирование внутренних органов, эмоциональное состояние. Обонятельная система связана с участками головного мозга, отвечающими за память. Запахи практически мгновенно пробуждают в нас те или иные воспоминания. Они способны гармонизировать взаимодействие левого и правого полушария, помогая установить их равновесие, задают подобно камертону особый ритм работы мозгу. Так, аромат розы способствует глубокому размышлению, а запах лимона позволяет настроиться на активную работу.
Многочисленные эксперименты доказывают, что определенные нарушения нервной системы вызывают частичную, как при некоторых формах шизофрении, потерю восприятия запахов или их искажение (дизосмию), как при депрессивном состоянии. Из-за насморка нарушается деятельность вкусового анализатора и пища кажется безвкусной или слишком пресной. По данным доктора биологических наук Н. Боковой, удаление обонятельной луковицы ведет к развитию болезни Альцгеймера. Неприятные запахи ухудшают зрение и слух, работу желудочно-кишечного тракта, повышают артериальное давление. Согласно исследованиям профессора С. В. Кравкова, запах бергамота, герани и розмарина усиливает чувствительность зрения к зеленому цвету в дневное время в 1,5-2 раза, а к красному, наоборот, понижает. В ночное время указанные запахи ухудшают зрение. Так называемые тригеминальные запахи, предупреждающие об опасности (например, нашатырь), активизируют защитные функции организма, работу сердечно-сосудистой, дыхательной систем, но преимущественно в состоянии бодрствования. Во время сна обоняние может практически полностью отключиться, что нередко приводит человека к гибели в случае отравления угарным газом, другими ядовитыми веществами. В отличие от других анализаторов при длительном раздражении обонятельных рецепторов одним и тем же запахом их чувствительность сначала снижается до 40% , а затем при определенных условиях не падает до нуля, а, напротив, увеличивается и утончается. Это лишь небольшой перечень особенностей обоняния.
Представление о Мире на протяжении эволюции человечества постоянно меняется. Улыбаясь старому утверждению, что Земля плоская и покоится на трех китах, задумываемся ли мы над тем, как будут относиться потомки к нашим научным воззрениям через несколько столетий? Будем надеяться, что грядущие поколения снисходительно простят нам упрощенное представление о жизни человека, Земли, Вселенной, ограниченное познанием грубой материи.
Научное восприятие Мира за последние 300 лет претерпело множество изменений. Согласно ньютоно-картезианской картине Мира, созданной в XVIII веке, эволюционное пространство трехмерно и не зависит от времени, причинно-следственные связи линейны, а материя рождается из пустоты. Вселенную представляли как гигантский механизм, действующий в соответствии с известными ученым мужам законами материи.
В XIX веке этот взгляд на Мир изменился. Его величество случай занял в науке свое место. Случайностью стали называть то, чему не могли найти объяснение. Открытия Дарвина, Максвелла, Больцмана, Фарадея и Гельмгольца позволили объединить абсолютную точность с вероятностью.
Научные открытия начала XX века позволили утверждать, что пустоты, как таковой, вообще не существует; материя вышла за рамки грубых (зримых) форм, появились теория относительности, понятие «пространство - время», принцип дополнительности, наконец, знаменитая формула Е=тс2, которая подтвердила реальность явлений материализации и дематериализации. Казалось, уже ничто не может измениться, но бурное развитие интеллекта привело к тому, что картина Мира, созданная в начале XX века, начала сдавать свои позиции, уступая место новой научной парадигме. Один из основателей синергетики, Л. Пригожин, писал: «...картина Мира классической науки - лапласовский детерминизм - выглядит с современной позиции почти как карикатура на эволюцию». Разделение науки на точную и гуманитарную выявило свою несостоятельность. Начался процесс слияния, как казалось некогда, очень далеких друг от друга областей науки - физики и психологии, информатики и биологии, истории и астрономии, астрологии и медицины. Появилось новое научное направление - биоэнергоинформатика. Идеи К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, А. Л. Козырева, постепенно нашли не только понимание в кругу ученых, но и фактическое подтверждение. В марте 1996 года в Москве, в Государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, прошла научная конференция «Наука на пороге XXI века - новые парадигмы». В отчете о работе конференции было отмечено: «Переход общенаучной парадигмы от ее чисто материалистического «звучания», в котором достижения науки и техники положительны и «беспредельны», к взвешенному нравственно-экологическому звучанию связан с признанием приоритета духовных ценностей над материальными. Соответственно, принимается неразрывное единство вещественного и духовного миров. Универсума вместо постулата о первичности материи и вторичности сознания. Новая общенаучная парадигма должна подкрепляться конкретными теоретическими моделями современной физики. Это требует признания реальности информационно-энергетического пространства Вселенной, в том числе возможности безэнергетичной и безэнтропийной передачи информации. Фундаментальное изменение естественнонаучных взглядов на пути развития человечества будет способствовать его выживанию как в материальной, так и в духовной сфере».
Спор о существовании четвертого измерения в научных кругах шел давно и был завершен только к началу XX столетия в пользу тех, кто утверждал многомерность пространства. Еще больше расширяют горизонт нашего восприятия жизни открытия в области физики. Г. И. Шипов в книге «Теория физического вакуума» называет семь уровней реальности:
- Абсолютное «ничто».
- Первичное торсионное поле (поле сознания).
- Вакуум.
- Плазма (элементарные частицы).
- Газ.
- Жидкость.
- Твердое тело.
Следовательно, человек тоже имеет семеричное строение, ибо микрокосм подобен макрокосму. В трудах ученых, священных писаниях, философских трактатах гармоничное сочетание семи тел представлено следующим образом:
- Атма.
- Буддхи.
- Манас.
- Кама.
- Ирана.
- Линга-Шарира.
- Физическое тело.
Иначе говоря - сочетание духа, души, одухотворенного разума, интеллекта, астрального, эфирного и физического тела. Известный советский хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий в книге «О духе, душе и теле» писал: «Чем полнее мозг человека будет смоделирован счетной машиной, тем яснее видно, что высшие чувства не являются его функцией. Это область духа, которая только связана с мозгом, но не непосредственно. Центральным органом, через который осуществляется связь тела с духом, является сердце».
Тонкоматерильные структуры (ауру) человека уже неоднократно запечатлевали на фото и видеопленку (эффект Кирлиана). В настоящее время существование ауры - факт достоверный и научно подтвержденный. Кандидат физико-математических наук, профессор университета Коломбо К. Г. Короткое много лет занимается изучением этого вопроса. В своих статьях ученый неоднократно писал о многоуровневом строении человека и космоса: «...можно говорить об иерархии уровней жизнедеятельности биологического организма. Физическое тело - физическая аура (суперпозиция физических полей) - информационная аура (совокупность информационных полей) - коллективная аура (совокупная аура группы людей) - Аура Человечества. Последняя оказывается неотъемлемой, частью более глобального поля, сформированного в космических масштабах. После смерти физического тела информационная аура человека продолжает независимое существование... информационная аура связана со структурами более высоких уровней и меняется в соответствии с поведением этих структур». Подобное утверждение наводит на мысль о том, что посмертное существование человека и наша связь с явлениями вселенского масштаба в ближайшем будущем будут рассматриваться как неопровержимый научный факт.
Несмотря на то что наука интенсивно развивается, перед ней стоит еще очень много нерешенных вопросов, и ароматы не составляют исключение. Например, неизвестно каким образом углеводороды появляются в растениях и что служит пусковым механизмом для образования из них при участии кислорода эфирных масел (терпеновых соединений, окисленных углеводородов). Советские ученые В. И. Нилов, В. В. Вильяме и Л. А. Михельсон в совместной работе «О превращении эфирных масел в растениях» писали: «Как образуются углеводороды - терпены, пока сказать невозможно, и мы считаем лишним приводить теоретические рассуждения на этот счет, так как пока нет ни одного, более или менее твердо установленного, наводящего факта». Известно, что терпено- вые соединения склонны к активной изомеризации и образуют широкий спектр устойчивых форм, чаще всего это шестигранные ячейки. Присоединяя к углеводородным соединениям кислород, растение продуцирует спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, сложные эфиры, цинеол, входящие в состав эфирного масла, но «исходящие материалы» и механизмы «превращения» эфирных масел неизвестны. Единственное, что не вызывало сомнений, - факт органического происхождения сложных ароматических соединений. На наш взгляд, именно это утверждение явилось неверной точкой отсчета. Нижеприведенная информация выдвигается в качестве гипотезы.
Попытаемся иначе поставить этот вопрос и перейти от простого к сложному. Согласно восточной философии, Космос имеет семеричную структуру. Кроме видимого мира существует еще шесть состояний материи иного качества. Миры, сферы или планы бытия существуют в тесном взаимодействии и взаимопроникновении. Мир мыслей и мир чувств пронизывают мир физический. Материя физического мира самая плотная, а затем следует многоуровневая градация в сторону утончения. Причем более тонкая материя может проявляться в более плотной, но не наоборот. Если принять за основу факт существования ароматического аспекта Вселенной, то неизменно напрашивается вывод о том, что он пронизывает все виды материи во всех формах ее существования. С позиции грубого материализма реально только то, что можно увидеть, потрогать, зафиксировать, но даже самый рьяный материалист не станет отрицать существование мысли, проскопии, телепатии, а также существование жизни в неизвестных науке формах. Поэтому примем еще одно положение: космическое пространство представляет единый живой организм, который живет и развивается согласно определенным законам.
Ученый и священнослужитель В. Ф. Войно-Ясенецкий писал на эту тему: «Невозможно допустить, что все бесчисленные звездные миры были только грандиозными массами мертвой материи, чтобы весь мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что все небесные тела служат местом обитания бесчисленных живых и разумных существ, высших форм интеллектуальности? Против этого обычно возражают, что никакая органическая жизнь невозможна при тех физических условиях, какие существуют на звездах и планетах (за исключением, может быть, только Марса). Но разве бесплотные духи нуждаются в определенных физических условиях жизни, подобно существам органическим? И, наконец, разве не могут существовать формы телесности, совершенно иные, чем земные, приспособленные к физическим условиям, отличающимся от земных?
И пылающие раскаленные массы огромных звезд могут быть населены пламенными серафимами и херувимами.
Если так ясен закон развития и существования в земной природе, то нет никакого основания допустить, что он прерывается за пределами нашей планеты; что дух, впервые явленный в человеке, но проявляющийся и в простейших существах, и в начальной форме, не имеет дальнейшего развития во всей вселенной».
Любая форма жизни облекается в материю. Одна из них - аромат. Его основой являются углероды и водороды. Они, подобно нулю и единице в вычислительной технике, создают бесчисленное множество комбинаций. По мере присоединения иных химических элементов, то есть постепенного уплотнения, эта тонкая материя обретает новые, более разнообразные формы.
В 2005 году индийские астрономы, изучая состав кометного вещества, обнаружили, что в него входят сложные углеводороды, а в начале 2008 года научный мир облетела весть об огромных скоплениях простых углеводородов (метан, этан) на Титане, одном из спутников Сатурна. Углеводородные соединения содержатся и в газопылевых облаках, окружающих молодые звезды. Причем именно те модификации, которые являются предшественниками ДНК и белков (ацетилен, цианид). Американские астробиологи обнаружили полициклические ароматические углеводороды в космическом пространстве. Их количество оказалось столь велико, что можно говорить о благоухающем «первичными» ароматами Космосе. На снимках галактик, удаленных от Земли на десятки миллионов световых лет, в инфракрасном излучении азот-арома- тические углеводороды занимают одну треть пространства, причем азот в них содержится в незначительном количестве, доминирующее положение занимает углерод. «Спектральный анализ по цвету позволяет определить присутствие того или иного вещества. Анализ ароматический дает такие же результаты, ибо в огненном теле можно вести исследования Дальних Миров».
Следует отметить, что ароматические соединения имеют очень красивую форму. Молекулы углерода, водорода и азота образуют шестигранные объемные ячейки и, подобно снежинкам, поражают своим многообразием и утонченностью форм. В. Ф. Войно-Ясенецкий утверждал, что «...не без творческого воздействия духа создаются формы неорганической природы, все формы мироздания. В том глубоком духовном, даже моральном воздействии, которое производят на нас овеянные духовной энергией красоты природы, надо видеть цель и значение красоты. Если бы мироздание было тем, чем оно представляется материалистам, то не было бы в нем красоты формы, созидаемой духом».
И. Кеплер в свое время сделал вывод о существовании формообразующей силы в любом веществе, некоего всеобщего закона. Согласно синергетике, изучающей сложные системы, таковым является закон самоорганизации. Процесс самоорганизации идет от простого к сложному, подобно тому как в химической реакции по правилу Гей У1юсака и Оствальда сначала возникают наименее, а затем наиболее устойчивые формы.
В формировании планет углеводородные соединения играют важнейшую роль. Впоследствии, насыщая плотную материю небесного тела, они участвуют в сложных химических преобразованиях. Согласно теории российского ученого А. Склярова, в результате пиролиза (разложения при высоких температурах) метана в земной коре образуются жидкие и газообразные сложные углеводороды (графит, медь, уголь и т. д.). Значит, в растения углеводородные соединения проникают из земли и далее с участием кислорода преобразуются в эфирные масла. Еще Платон писал о том, что благовония «питает земля», а запах «пребывает в неком незавершенном, переходном состоянии». Вероятно, «переходное состояние» запаха и есть простые углеводородные соединения, которые в Древней Греции, по словам Аристотеля, не имели названия, но именно под их воздействием воздух «тотчас же становится ощущаемым». Остается только восхищаться познаниями древних философов и их умению в простой, доступной для современников форме излагать сложные темы.
Профессор Йегер (XIX в.) утверждал, что «основой жизненного принципа является не протоплазма, а одоратная (ароматическая) материя, содержащаяся внутри нее... Если уничтожить протоплазму посредством ее сожжения, воздействием на нее серной кислотой или любым разрушающим веществом, то пахучие субстанции абсолютно не уничтожаются, а, наоборот, становятся более явными». Махатма К. X., разъясняя статью вышеупомянутого ученого, писал: «Одориген доктора Йегера - это не Джива, но это одно из связующих звеньев, которое соединяет ее с физическим телом». Джива в переводе с санскрита - Жизнь как Абсолют; также Монада, или атма-буддхи, то есть дух и душа. Значит, аромат - одна из тончайших нитей ткани души, вплетающаяся на определенном этапе и при определенных условиях в плотную материю Бытия. И наличие запаха свидетельствует о присутствии и выявлении души. Поэтому можно предположить, что космические азот-ароматические углеводороды не что иное, как мириады монадических структур; следовательно, Космос наполнен жизнью, но в иных, приемлемых для души состояниях, формах.
Монада, она же высшая триада буддистов (атма, буддхи, манас), Св. Троица гностиков, бессмертна и, согласно доктрине перевоплощения, проходит путь от низших, элементарных царств природы к высшим. Принцип троичности четко прослеживается и в запахах. Любой запах имеет активные летучие соединения, которые воспринимаются на начальном этапе; срединные, дающие характерный тон, и базисные, составляющие остаточный запах. Иначе говоря - дух, душа и тело запаха. Поскольку любой запах имеет в своей структуре плотную материю, чаще всего в жидком состоянии, то очевидно, что он оказывает троякое действие на физическое тело человека. Сначала происходит всасывание эфирного масла через кожу или слизистые оболочки (желудка, дыхательных путей и т. д.), затем его воздействию подвергаются ткани внутренних органов (через лимфу и кровь) и, наконец, через системы выделения (дыхательную, мочеполовую, желудочно-кишеч- ный тракт, кожу) оно удаляется из организма. Параллельно происходит взаимодействие характерного тона запаха с нервной системой, энергетическими центрами, каналами и полевыми структурами, что выражается в изменении эмоционального фона, интенсивности процесса мышления, памяти. Самая тонкая составляющая запаха оказывает кратковременное, но глубокое влияние на сферу высших чувств и мыслей (предчувствие, интуиция, творческое озарение), если она развита.
Исходя из вышеизложенного, рассмотрим некоторые особенности обоняния. Известно, что во время сна в состоянии покоя находится только физическое тело, душа пребывает в ином измерении; следовательно, происходит сильное ослабление обоняния либо его полная утрата. Обостряется оно в переходном состоянии от бодрствования ко сну и наоборот. Очень важно в этот период находиться в атмосфере приятных, успокаивающих ароматов, которые сообщают тонкому телу дополнительную энергию и способствуют гармоничному, активному и полноценному отдыху, позволяя восстановить утраченные силы. Во время сна, кроме обонятельной, не активны и многие другие системы организма. Например, в связи с тем что одоратная материя составляет основу серотонинной системы, частота проявления последней в состоянии сна равна 0 Гц/с, а в период творческой активности достигает 7 Гц/с.
На Востоке убеждены в том, что душа, перед тем как обрести земное тело, пребывает в Тонком Мире, где главным источником питания служат ароматы. Этим объясняют наличие обостренного обоняния у новорожденных. Возможно, по этой причине их появление на свет сопровождали определенными действиями. В Древней Индии существовал сложный обряд, он сохранился в несколько измененном виде по сей день: с особой тщательностью подобранные благовония, в строгой последовательности воскуривали, а тело роженицы умащивали благовонными составами. Вероятно, ароматы облегчают процесс перехода души в новое состояние (подобно переходу от сна к бодрствованию). Необходимы они и для роженицы. Казалось бы, как могут повлиять ароматические вещества на родовую деятельность? Ведь сегодня для стимулирования и обезболивания этого сложного процесса применяют достаточно сильные химические препараты. Оказывается, ароматы очень гармонично и без негативных последствий для роженицы и ребенка стимулируют гладкую мускулатуру матки настолько, что делают роды безболезненными, позволяют быстро восстановиться женщине в послеродовой период, благотворно влияют на состояние психики, позволяя избежать кратковременных нарушений психических процессов, связанных с тем, что не все способны без негативных последствий пережить момент активного взаимодействия двух миров (зримого и невидимого] во время родовой деятельности.
Замечено, что в период тяжелой болезни, когда основную часть времени человек находится в бессознательном состоянии или спит, он источает присущий ему запах. Кроме того, в момент смерти и через 40 дней после нее близкие люди нередко чувствуют характерный запах умершего. Это запах сущности, тонкой, нетленной структуры человека, его души. Переход в мир иной издревле сопровождали приятными ароматами. Роза, эвкалипт и ладан особенно полезны. Фраза «на ладан дышит» родилась не случайно, так как ладан часто использовали в последние часы жизни человека, чтобы усилить жизнеспособность, наполнить силой, так необходимой для дальнейших преобразований, все энергетические центры (особенно в области сердца и гипоталамуса), помочь сохранить ясное сознание в момент перехода.
На физическом уровне запахи воспринимает обонятельная система, душа их воспринимает посредством сердца, как ни парадоксально это звучит. Сердце человека - не только орган, перекачивающий кровь, это единственный орган, который способен реагировать на явления физического и незримого миров. Именно поэтому, сердце способно чувствовать на расстоянии, остро реагировать на зло, может радоваться, предвосхищать события... Сердце - мудрец, пророк, вестник Высших миров, к которому мы прислушиваемся или игнорируем. В Живой Этике указано: «Среди чувств обоняние есть одно из определений всего приближающегося. Многие не поймут, что сердце будет двигателем утончения обоняния. У сердца пламенного приближение каждой сущности вызывает своеобразное употребление чувства обоняния внутреннего. Удушья сердечные происходят часто от таких приближений».
Одно из ярких проявлений Тонкого Мира в нашей жизни - неожиданное появление какого-либо запаха без видимых причин. Условно все запахи можно разделить на две большие группы: жизнедательные и запахи разложения. Это два противоположных полюса, как Свет и тьма, иногда грань между ними очень тонкая, едва уловимая. Приятный запах характеризует светлое явление, присутствие благих энергий; неприятный - предупреждает о негативном воздействии. Запахи при утонченном обонянии заблаговременно сообщают нам о событиях и появлении тех или иных людей.
Распознавание сущности человека, предметов посредством вдыхания запаха было широко распространено в давние времена. Многие древние народы при встрече касались друг друга носами. Иногда эту роль доверяли братьям нашим меньшим и гостей подводили к лошадям или собакам, которые демонстрировали свое отношение к ним. В Китае, Тибете даже вывели породы особо чувствительных собак. Так, в Лхасе, месте паломничества буддистов, почти в каждом дворе держали небольшого тибетского терьера. По сей день это самая распространенная порода на указанной территории. Несведущему человеку может показаться странным, что в таких суровых условиях заботливо опекают маленьких декоративных собачек.
Животные хорошо чуют хозяина или недруга на достаточно большом расстоянии. Можно наблюдать, как пес начинает радоваться, суетиться за 20-30 мин до прихода в дом его хозяина. У собаки активно действуют более 200 млн обонятельных клеток, в то время как у человека - только около 10 млн. В «Мире Огненном» можно прочитать следующие строки: «Чуткая собака устремляется издалека по следам хозяина. Так же и в человеке существует эта чуткость огненная, но он пытается заглушить ее рассудком. Между тем немало людей могут сознаться, что они иногда слышат необъяснимые запахи. Может быть, то Тонкий Мир шлет ароматы, но редко они слышны. Люди скорее согласятся о животном чутье, нежели об ароматах надземных».
Восприятие запаха, вкуса и цвета с течением эволюции менялось. Сегодня, когда большинство людей прекрасно различают семь цветов радуги, трудно представить, что когда-то при недостаточном развитии у большинства зрительного анализатора синий, а тем более фиолетовый цвет, воспринимался как черный. Древние греки назвали море, омывающее крымские берега, черным, потому что, как это ни парадоксально, видели его именно таким. Вергилий писал о фиалке как черном цветке, равно как и о гиацинте. В ряде греческих текстов Радугу называют красной, так как именно с этого цвета развивалось цветовосприятие. Позже появилось описание уже трех цветов радуги, в которой доминировал красный, переходящий в желто-зеленый и малиновый. Е. П. Блаватская в третьем томе «Тайной Доктрины» уделяет особое внимание эволюции глаза, восприятию ультрафиолетовой области спектра. В трудах П. Флоренского есть интересные параллели в описании духовных качеств и их цветовых характеристик. Обоняние, так же как и зрение, развивалось и продолжает развиваться постепенно, поскольку процесс эволюции органов чувств зависит от степени развития сознания.
М. А. Волошин, рассуждая на эту тему, в дневнике 1907-1909 годов указал следующую последовательность развития пяти чувств: слух, осязание, зрение, вкус, запах... Морис Метерлинк, анализируя в книге «Разум цветов» ранние письменные источники, пришел к выводу: сначала люди различали очень сильные и стойкие ароматы; обоняние, как сенсорная система, интенсивно развивается с недавних пор. Ароматы он называет душой цветов, а обоняние - «наименее объяснимым из наших чувств». В Живой Этике пишется о нашем времени как периоде постепенного сближения миров физического и тонкого. Для восприятия последнего необходимо в том числе развитое обоняние. Мысли М. Метерлинка перекликаются с утверждением о сближении миров: «Весьма возможно, что это чувство, единственное, которое обращено к будущему, уже воспринимает яркие проявления счастливых и желанных форм и состояний материи, которые готовят немало сюрпризов. А покуда оно принадлежит к ощущениям наиболее резким, наименее тонким. Оно еле-еле догадывается, и то при помощи воображения, о тех глубоких и гармоничных испарениях, которые, очевидно, окружают великие явления атмосферы и света. Если мы уже находимся на пути к тому, чтобы постигнуть ароматы дождя или сумерек, почему бы нам не дойти до различения и определения запаха снега, льда, утренней росы, первых лучей зари, мерцания звезд? Все в пространстве должно обладать своим ароматом, даже луч луны, шепот воды, плывущее облако, улыбка небесной лазури».
В Живой Этике определена следующая последовательность овладения пятью чувствами: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Указана перспектива развития: от обычного обоняния к абсолютному, а затем до яснообоняния.