История ароматерапии

Ароматерапия - Теория

(2 Голосов)

Автор: Sonyoga

Лечение ароматами цветов, смол и зерен восходит к глубо­кой древности.

О воздействии ароматов на душу и тело человека было известно с давних пор. Выделять душистые вещества из ра­стений, согласно общепринятой версии, люди научились около 7000 лет назад.

Существует и другая точка зрения. Возможно, первыми на­чали пользоваться благовонными составами атланты, пред­ки египтян. Об этом народе Платон услышал от Солона, а он в свою очередь - от жрецов Египта. Последние остатки Атлан­тиды, согласно Платону, погрузились в Тихий и Атлантичес­кий океаны немногим более 11 400 лет назад. Если принять его хронологию, то история Древнего Египта начинается не с конца V тысячелетия до н. э. (до династический период), а на семь тысячелетий раньше. Следовательно, можно говорить о малоизвестной нам истории Древнейшего Египта, артефак­ты которого с более поздними наслоениями сохранились до нашего времени и до сих пор порождают много вопросов.

В «Критии» Платон сообщал об Атлантиде: «...все благово­ния, которые ныне питает земля, будь то в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветках или плодах, - все это она рождала там и отлично взращивала». Таким образом, история ароматерапии имеет как минимум 12-ти тысячелетнюю историю только в Египте. И вполне закономерно, что именно в Каире расположен крупнейший в мире музей ароматов, который покоряет посетителей с первого вздоха.

В Месопотамии, Египте, Аравии, Индии, Греции, Риме аро­маты сопровождали жизнь человека от рождения до самой смерти. Секрет получения ароматических веществ был извес­тен только высшему сословию. Рецепты благовонных составов жрецы Древнего Египта держали в строжайшем секрете. С по­мощью благовоний они вводили себя в состояние, в котором предвидение грядущих событий становилось реальным. «Дей­ствительно, так называемая «трава правды» существует. Соче­тание семи растений отворяет задерживающие центры, и чело­век говорит свои мысли. Это не гашиш, но явление древнейших лечебных воздействий. Первоначально оно употреблялось для определения заболеваний, ибо никто лучше самого себя не зна­ет причин происходящего внутри. Но внутреннее сознание не может явить этих сокровенных причин без особого воздействия. Лишь впоследствии правители и суды применяли это как сред­ство дознания и тем внесли элемент насилия. Но все насиль­ственное и искусственное противно основе бытия».

Жрецы изучали воздействие запахов и их композиций на различные органы и системы человека. Результатом этих на­блюдений стало рождение науки одорологии и особого направ­ления в медицине - ароматерапии. Ароматы по своей значи­мости приравнивались к повседневной пище. Известно, что во время царствования фараона Рамзеса III (1204-1173 до н. э.) рабочие в Фивах объявили забастовку в связи с отсутствием ароматических составов и мазей.

Самый знаменитый биограф античности Плутарх Хероней- ский, творивший в I веке н. э., оставил для нас не только жиз­неописания известных людей. Один из его философско-теологических трактатов «Об Исиде и Осирисе» раскрывает перед внутренним взором читателя малоизвестные подробности об­рядов, быта и религиозных воззрений египтян. Он рассказывает о ежедневных воску­рениях и ароматических смесях, причем не только перечис­ляет основные эфироносы, благовония, но и поясняет, каким образом запахи взаимодействуют с организмом человека и как их нужно использовать в повседневной жизни, ведь «египтяне не считают достойным служить с больными и то­ченными изнутри телами или душами чистому, всецело не­вредимому и незапятнанному». Плутарх приводит рецепт знаменитого египетского лечебного средства «Куфи», заимствованный у Манефона. «Куфи» получали особым обра­зом, соединяя в строгих пропорциях 16 ингредиентов: мед, вино, изюм, кипер, камедь, смирну, колючий дрок, сесели, морской лук, горную смолу, тростник, щавель, два вида мож­жевеловых ягод, кардамон и аир. Формула не случайно вклю­чала именно такое количество компонентов - «само число способствует успеху, хотя оно кажется весьма достойным по­хвалы, ибо является квадратом квадрата и единственное из всех чисел, содержащих квадрат, имеет периметр, равный пло­щади». Большая часть из указанных компонентов содержит «ароматическую энергию», утверждал Плутарх. «Куфи» использовали наружно, внутренне и как благовоние.

В Древней Греции олимпийцы для увеличения сил и вы­носливости в большом количестве применяли душистые ве­щества. Согласно историческим данным, во II веке до н. э. из Южной Аравии привозили в Грецию и Рим около 4000 т аро­матических веществ в год. Утверждали, что Нерон в день погребения своей жены Поппеи израсходовал столько бла­говоний, сколько добывали в Аравии за год. Плиний Стар­ший с горечью писал: «Индия, Китай и страны Аравийского полуострова ежегодно выкачивают из нашей империи сто миллионов сестерций. Вот во что нам обходятся предметы роскоши и женский пол». Тем не менее пользу ароматов ни­кто не отрицал.

Посвященный в мистерии Древнего Египта философ Пла­тон передавал своим ученикам в Академии необычные для того времени знания, в том числе и об ароматах. Форма их изложения часто была символической. Например, знаме­нитый трактат «Государство» за внешней формой создания идеального государственного строя скрывает подробнейшее описание процесса самосовершенствования, особенности ду­ховного развития и те трудности, с которыми приходится стал­киваться, прежде чем божественная природа (совет мудрецов) будет править государством под названием человек. Приятные запахи Платон называл «источником сильного удовольствия». Его рассуждения об ароматах скупы, но за сухими фразами угадываются обширные познания в этой области. Устные беседы с Платоном фиксировали на восковых дощечках его ученики. Один из них, со слов Учителя, записал следующее: «Запах есть ощущение, нисходящее от сосудов в ноздрях к око­лопупочной области. Виды запаха не поддаются именованию, за исключением двух первичных - приятного и неприятного, которые называются благоуханием и зловонием. Всякий запах плотнее воздуха, но тоньше воды; это доказывается тем, что пахучим, понятным образом, называется то, что пребывает в некотором незавершенном, переходном состоянии и сохраня­ет свойства, общие воздуху и воде, каковы пар и туман; состо­яние перехода воды в воздух или обратно как раз и доступно чувству обоняния».

Аристотель, описывая в «Трактате о душе» природу пяти основных чувств человека, утверждал: «Для звуков среда - воздух, для запаха среда не имеет названия: имеется во вся­ком случае некоторое свойство, общее воздуху и воде; как прозрачное для цвета, так и это свойство, присущее воздуху и воде, есть среда для того, что обладает запахом». Стараясь понять механизм процесса обоняния, он делает ин­тересные предположения, а затем доказывает их или опро­вергает. В конце концов Аристотель сделал вывод, который на первый взгляд может показаться по-детски наивным: «Если обоняемое есть запах, то запах вызывает обоняние, если он что-то вызывает... А не вернее ли, что не всякое тело спо­собно испытывать что-то от запаха или звука, а то, что испы­тывает воздействие, есть нечто неопределенное и неустой­чивое, например воздух: ведь воздух, становясь пахучим, как бы испытывает какое-то воздействие. Что же другое значит обонять, как не испытывать что-то? Но обонять - значит ощущать, а воздух, испытывая воздействие, тотчас же стано­вится ощущаемым» .

На Востоке более 600 лет (от III в. до н. э. до III в. н. э.) розовое масло ценилось дороже золота, так как его широко применяли не только в косметических целях, но также от бессонницы, головной боли, при заболеваниях дыхательных путей, камнях в почках и желчном пузыре. С I века н. э. благовония начали производить в Древней Италии. В Древнем Китае по «огнен­ным часам» с помощью запахов определяли время. В свечи на некотором расстоянии от фитиля вплавляли ароматические эссенции. Когда огонь доходил до этого места, комната напол­нялась приятным запахом, напоминая о том, что прошел еще один час. Одним из самых жестоких наказаний в этой стране было заточение человека в маленькую комнату, наполненную гниющей капустой. Запах разложения приводил к нарушению жизненно важных систем организма.

В Древней Японии представители высшего сословия иг­рали в «Кодо». Необходимо было угадать аромат, которым про­питывали десятки деревянных палочек, подогретых на слю­дяных листах. Когда ведущий передавал ароматный кусочек дерева игрокам, он говорил: «Монко». На японском «мон» озна­чает прислушиваться, а «ко» - запах. Таким образом, вслуши­ваясь, вживаясь в запах, развивали обоняние.

Лечение запахами было традиционным и в Древней Руси. Устраивали так называемое «чепучинское сиденье» в малень­кой деревянной камере (чепучине), насыщенной ароматом распаренных трав. После принятия на Руси христианства бла­говония стали особенно популярны. Больше всего ценилась «гуляфная водка», то есть розовая вода (от «гуль» - роза).

Упоминание о благовониях встречается и в священных пи­саниях. В Коране, например, есть такие строки: «Духи - это пища, пробуждающая дух, а дух - это верблюд, на котором человек едет и которому удается увлекать».

Гиппократ, Авиценна, Арнольд, Псевдо-Макр, Парацельс и другие известные врачи использовали целительную силу запахов. Алхимики разработали различные способы получения эфирных масел. В «Нюрнбергской аптекарской таксе» (1454) был опубликован список 56 эфирных масел, который к XVIII ве­ку насчитывал более 130 наименований. К сожалению, боль­шая часть медицинских трудов ученых Средневековья была утрачена. Тонкое действие ароматов на человеческий организм изучал основоположник гомеопатии С. X. Ганеман. В годы Пер­вой мировой войны французский ученый Рене Морис Гатте- фосс из-за нехватки медикаментов стал использовать для де­зинфекции и быстрого заживления ран эфирные масла. Результаты были сенсационными. В 30-е годы советский врач А. Кюнцель продолжил изучение свойств запахов и их влияние на человека. Позже Джон Валне обобщит исследования своих предшественников. Многое приходилось снова открывать, так как знания врачей Древнего мира и секреты алхимиков Сред­невековья были утрачены. Бурное развитие химической про­мышленности в XX веке привело к тому, что искусственно со­зданные лекарственные препараты вытеснили натуральные. Ароматерапия, как и другие методы нетрадиционной медици­ны, осталась на долгие годы невостребованной. В настоящее время этот метод лечения переживает свое новое рождение.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 26.04.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии