Главная Ароматерапия
Теория
История ароматерапии
История ароматерапии
(2 Голосов)Автор: Sonyoga
Лечение ароматами цветов, смол и зерен восходит к глубокой древности.
О воздействии ароматов на душу и тело человека было известно с давних пор. Выделять душистые вещества из растений, согласно общепринятой версии, люди научились около 7000 лет назад.
Существует и другая точка зрения. Возможно, первыми начали пользоваться благовонными составами атланты, предки египтян. Об этом народе Платон услышал от Солона, а он в свою очередь - от жрецов Египта. Последние остатки Атлантиды, согласно Платону, погрузились в Тихий и Атлантический океаны немногим более 11 400 лет назад. Если принять его хронологию, то история Древнего Египта начинается не с конца V тысячелетия до н. э. (до династический период), а на семь тысячелетий раньше. Следовательно, можно говорить о малоизвестной нам истории Древнейшего Египта, артефакты которого с более поздними наслоениями сохранились до нашего времени и до сих пор порождают много вопросов.
В «Критии» Платон сообщал об Атлантиде: «...все благовония, которые ныне питает земля, будь то в корнях, в травах, в древесине, в сочащихся смолах, в цветках или плодах, - все это она рождала там и отлично взращивала». Таким образом, история ароматерапии имеет как минимум 12-ти тысячелетнюю историю только в Египте. И вполне закономерно, что именно в Каире расположен крупнейший в мире музей ароматов, который покоряет посетителей с первого вздоха.
В Месопотамии, Египте, Аравии, Индии, Греции, Риме ароматы сопровождали жизнь человека от рождения до самой смерти. Секрет получения ароматических веществ был известен только высшему сословию. Рецепты благовонных составов жрецы Древнего Египта держали в строжайшем секрете. С помощью благовоний они вводили себя в состояние, в котором предвидение грядущих событий становилось реальным. «Действительно, так называемая «трава правды» существует. Сочетание семи растений отворяет задерживающие центры, и человек говорит свои мысли. Это не гашиш, но явление древнейших лечебных воздействий. Первоначально оно употреблялось для определения заболеваний, ибо никто лучше самого себя не знает причин происходящего внутри. Но внутреннее сознание не может явить этих сокровенных причин без особого воздействия. Лишь впоследствии правители и суды применяли это как средство дознания и тем внесли элемент насилия. Но все насильственное и искусственное противно основе бытия».
Жрецы изучали воздействие запахов и их композиций на различные органы и системы человека. Результатом этих наблюдений стало рождение науки одорологии и особого направления в медицине - ароматерапии. Ароматы по своей значимости приравнивались к повседневной пище. Известно, что во время царствования фараона Рамзеса III (1204-1173 до н. э.) рабочие в Фивах объявили забастовку в связи с отсутствием ароматических составов и мазей.
Самый знаменитый биограф античности Плутарх Хероней- ский, творивший в I веке н. э., оставил для нас не только жизнеописания известных людей. Один из его философско-теологических трактатов «Об Исиде и Осирисе» раскрывает перед внутренним взором читателя малоизвестные подробности обрядов, быта и религиозных воззрений египтян. Он рассказывает о ежедневных воскурениях и ароматических смесях, причем не только перечисляет основные эфироносы, благовония, но и поясняет, каким образом запахи взаимодействуют с организмом человека и как их нужно использовать в повседневной жизни, ведь «египтяне не считают достойным служить с больными и точенными изнутри телами или душами чистому, всецело невредимому и незапятнанному». Плутарх приводит рецепт знаменитого египетского лечебного средства «Куфи», заимствованный у Манефона. «Куфи» получали особым образом, соединяя в строгих пропорциях 16 ингредиентов: мед, вино, изюм, кипер, камедь, смирну, колючий дрок, сесели, морской лук, горную смолу, тростник, щавель, два вида можжевеловых ягод, кардамон и аир. Формула не случайно включала именно такое количество компонентов - «само число способствует успеху, хотя оно кажется весьма достойным похвалы, ибо является квадратом квадрата и единственное из всех чисел, содержащих квадрат, имеет периметр, равный площади». Большая часть из указанных компонентов содержит «ароматическую энергию», утверждал Плутарх. «Куфи» использовали наружно, внутренне и как благовоние.
В Древней Греции олимпийцы для увеличения сил и выносливости в большом количестве применяли душистые вещества. Согласно историческим данным, во II веке до н. э. из Южной Аравии привозили в Грецию и Рим около 4000 т ароматических веществ в год. Утверждали, что Нерон в день погребения своей жены Поппеи израсходовал столько благовоний, сколько добывали в Аравии за год. Плиний Старший с горечью писал: «Индия, Китай и страны Аравийского полуострова ежегодно выкачивают из нашей империи сто миллионов сестерций. Вот во что нам обходятся предметы роскоши и женский пол». Тем не менее пользу ароматов никто не отрицал.
Посвященный в мистерии Древнего Египта философ Платон передавал своим ученикам в Академии необычные для того времени знания, в том числе и об ароматах. Форма их изложения часто была символической. Например, знаменитый трактат «Государство» за внешней формой создания идеального государственного строя скрывает подробнейшее описание процесса самосовершенствования, особенности духовного развития и те трудности, с которыми приходится сталкиваться, прежде чем божественная природа (совет мудрецов) будет править государством под названием человек. Приятные запахи Платон называл «источником сильного удовольствия». Его рассуждения об ароматах скупы, но за сухими фразами угадываются обширные познания в этой области. Устные беседы с Платоном фиксировали на восковых дощечках его ученики. Один из них, со слов Учителя, записал следующее: «Запах есть ощущение, нисходящее от сосудов в ноздрях к околопупочной области. Виды запаха не поддаются именованию, за исключением двух первичных - приятного и неприятного, которые называются благоуханием и зловонием. Всякий запах плотнее воздуха, но тоньше воды; это доказывается тем, что пахучим, понятным образом, называется то, что пребывает в некотором незавершенном, переходном состоянии и сохраняет свойства, общие воздуху и воде, каковы пар и туман; состояние перехода воды в воздух или обратно как раз и доступно чувству обоняния».
Аристотель, описывая в «Трактате о душе» природу пяти основных чувств человека, утверждал: «Для звуков среда - воздух, для запаха среда не имеет названия: имеется во всяком случае некоторое свойство, общее воздуху и воде; как прозрачное для цвета, так и это свойство, присущее воздуху и воде, есть среда для того, что обладает запахом». Стараясь понять механизм процесса обоняния, он делает интересные предположения, а затем доказывает их или опровергает. В конце концов Аристотель сделал вывод, который на первый взгляд может показаться по-детски наивным: «Если обоняемое есть запах, то запах вызывает обоняние, если он что-то вызывает... А не вернее ли, что не всякое тело способно испытывать что-то от запаха или звука, а то, что испытывает воздействие, есть нечто неопределенное и неустойчивое, например воздух: ведь воздух, становясь пахучим, как бы испытывает какое-то воздействие. Что же другое значит обонять, как не испытывать что-то? Но обонять - значит ощущать, а воздух, испытывая воздействие, тотчас же становится ощущаемым» .
На Востоке более 600 лет (от III в. до н. э. до III в. н. э.) розовое масло ценилось дороже золота, так как его широко применяли не только в косметических целях, но также от бессонницы, головной боли, при заболеваниях дыхательных путей, камнях в почках и желчном пузыре. С I века н. э. благовония начали производить в Древней Италии. В Древнем Китае по «огненным часам» с помощью запахов определяли время. В свечи на некотором расстоянии от фитиля вплавляли ароматические эссенции. Когда огонь доходил до этого места, комната наполнялась приятным запахом, напоминая о том, что прошел еще один час. Одним из самых жестоких наказаний в этой стране было заточение человека в маленькую комнату, наполненную гниющей капустой. Запах разложения приводил к нарушению жизненно важных систем организма.
В Древней Японии представители высшего сословия играли в «Кодо». Необходимо было угадать аромат, которым пропитывали десятки деревянных палочек, подогретых на слюдяных листах. Когда ведущий передавал ароматный кусочек дерева игрокам, он говорил: «Монко». На японском «мон» означает прислушиваться, а «ко» - запах. Таким образом, вслушиваясь, вживаясь в запах, развивали обоняние.
Лечение запахами было традиционным и в Древней Руси. Устраивали так называемое «чепучинское сиденье» в маленькой деревянной камере (чепучине), насыщенной ароматом распаренных трав. После принятия на Руси христианства благовония стали особенно популярны. Больше всего ценилась «гуляфная водка», то есть розовая вода (от «гуль» - роза).
Упоминание о благовониях встречается и в священных писаниях. В Коране, например, есть такие строки: «Духи - это пища, пробуждающая дух, а дух - это верблюд, на котором человек едет и которому удается увлекать».
Гиппократ, Авиценна, Арнольд, Псевдо-Макр, Парацельс и другие известные врачи использовали целительную силу запахов. Алхимики разработали различные способы получения эфирных масел. В «Нюрнбергской аптекарской таксе» (1454) был опубликован список 56 эфирных масел, который к XVIII веку насчитывал более 130 наименований. К сожалению, большая часть медицинских трудов ученых Средневековья была утрачена. Тонкое действие ароматов на человеческий организм изучал основоположник гомеопатии С. X. Ганеман. В годы Первой мировой войны французский ученый Рене Морис Гатте- фосс из-за нехватки медикаментов стал использовать для дезинфекции и быстрого заживления ран эфирные масла. Результаты были сенсационными. В 30-е годы советский врач А. Кюнцель продолжил изучение свойств запахов и их влияние на человека. Позже Джон Валне обобщит исследования своих предшественников. Многое приходилось снова открывать, так как знания врачей Древнего мира и секреты алхимиков Средневековья были утрачены. Бурное развитие химической промышленности в XX веке привело к тому, что искусственно созданные лекарственные препараты вытеснили натуральные. Ароматерапия, как и другие методы нетрадиционной медицины, осталась на долгие годы невостребованной. В настоящее время этот метод лечения переживает свое новое рождение.