Явления, обусловленных тем, что едят и пьют

Медицина - Болезни и их причины

(1 Проголосовало)

Автор: Ali Sino

То, что едят и пьют, действует на человеческое тело тро­яко: пища и питье оказывают действие только своим ка­чеством, действуют как элемент и действуют всем своим веществом. Иногда понятия, заключающиеся в этих словах, сближаются в общепринятом языковом употреблении, но мы, пользуясь ими, согласимся разуметь вещи, на которые сей­час  укажем.

Что касается фактора, действующего своим качеством, то это пища, которой свойственно становиться горячей или хо­лодной, когда она попадает в тело человека и она согревает своей теплотой и охлаждает своим холодом, не уподобляясь при этом составу тела.

Пища, действующая как элемент, такова, что ее вещест­во претерпевает превращение и принимает образ части како­го-либо органа человека, но при этом случается, что в ее эле­ментах, принявших образ этого органа, остается с начала до завершения процесса связывания и уподобления остаток преж­них качеств, более сильных в своем роде, чем качества, при­сущие человеческому телу. Такова, например, кровь, рожденная латуком: ей сопутствует холодность большая, нежели холод­ность натуры человека, хотя эта кровь и стала кровью, при­годной, чтобы быть частью органа человека. А кровь, рожденная чесноком, действует наоборот.

Что же касается пищи , действующей своим веществом, то она действует видовой формой, в которой существует как та­ковая, а не качеством, не уподобляясь телу человека или упо­добляясь ему.

Под «качеством» я здесь разумею одно из четырех пер­вичных качеств вещей.

В воздействии того, что действует качеством, материя не принимает участия. Пища, действующая как элемент, когда ее элементы изменяют свою субстанцию и претерпевают пре­вращение, обусловленное какой-либо силой в теле, выступает, во-первых, как замена пищи, усвоенной телом, и, во-вторых, разжигает прирожденную теплоту, увеличивая количество крови. Иногда она, в-третьих, действует также благодаря ос­тавшимся у нее качествам.

Пища, действующая своим веществом, действует благодаря видовой форме, возникающей после смещения элементов.

Когда простые тела ее смешиваются и из них образуется нечто единое, она делается способной к восприятию видового отличия  и формы, более совершенной, нежели у простых тел. Это форма не тождественна  первичным качествам, присущим элементам, и не является натурой, возникающей из элементов; это есть некая совершенная форма, приобретаемая элементами соответственно способности к этому, полученной благодаря смешению.

Таковы, например, притягивающая сила магнита и естество всякого вида растений и животных, приобретенные после сме­шения элементов, благодаря созданному им предрасположе­нию. Эта сила возникла не от элементов натуры и не есть сама натура, так как это не теплота, не холодность, не влаж­ность и не сухость. Это не простое тело и не смесь - нет, это нечто подобное цвету, запаху, душе или другой форме, 6 не принадлежащей к ощущаемым вещам.

Эта форма, возникающая после смешения, случается, нахо­дит свое совершенное проявление, подвергаясь воздействию че­го-либо другого, поскольку она является в том случае пас­сивной силой. Случается, однако, что совершенство этой формы выражается в воздействии на что-либо другое, если она является силой, способной к воздействию на другие вещи. Когда она действует на что-либо другое, то иногда ее действие проявля­ется в теле человека, а иногда оно и не имеет места. Когда эта сила есть сила, действующая в теле человека, то иногда она производит действие подходящее, а иногда оказывает дей­ствие не подходящее; это действие в своей совокупности исходит не от натуры данной вещи |, а от ее видовой формы, возникшей после смешения. Поэтому оно называется «действием всего ве­щества», то есть видовой формы, а не качеств - я хочу ска­зать, не четырех первичных качеств и не того, что является результатом их смешения. Что касается действия подходящего, то это, например, действие пиона, которое прекращает падучую, а действие не подходящее - сила аконита, разрушающая веще­ство тела  человека.

Вернемся  теперь к предмету речи и скажем, когда мы говорим про что-либо принятое внутрь или применяемое снару­жи, что оно горячее или холодное, то разумеем, что оно явля­ется таким в потенции, но не на деле; мы хотим лишь сказать, что эта вещь в потенции горячей или холодней нашего тела. А под «потенцией» мы разумеем силу, рассматриваемую в то время, когда на нее действует теплота нашего тела, имея в виду, что после того, как носитель силы подвергается воздейст­вию существующей в нас прирожденной теплоты, это свойство станет ей присущим на деле.

Но иногда мы разумели под «потенцией» нечто другое, а имен­но брали слово потенция в смысле «хорошее предрасположение», «способность». Так, мы говорим, что сера «горяча в потенции». Иногда мы довольствуемся словами, что такая-то вещь горяча или холодна, разумея в большинстве случаев: «по смешению пер­воначальных элементов», и не принимая во внимание действие на нее нашего тела. Так, мы говорим про лекарство, что оно действует  в потенции. Так обстоит дело , когда слово потенция употребляется в смысле «приобретенная способность», как, ска­жем, способность писца к писанию, который в данную минуту  перестал писать. Мы говорим, например, «аконит потенциально вреден». Разница между этими значениями и первым та, что в первом случае потенция не переходит в действие, пока ве­щество  не претерпит в теле явного превращения, а в этом случае сила  действует либо самым фактом соприкосновения, как на­пример, яд гадюк, или после самого незначительного изменения своего качества, как аконит.

Между первой силой и той, о которой мы сейчас  упомянули, стоит посредствующая сила. Она подобна силе ядовитых лекарств.

Далее мы скажем, для лекарств установлено четыре степени. Первая - такая , когда действие принятого лекарства  в теле является по своему качеству действием неощутимым, например, когда оно горячит или холодит, но согревание и охлаждение не осознается и не ощущается, если не принимать это лекарство повторно или часто. Вторая степень - это когда лекарство  дей­ствует сильнее, но не настолько, чтобы принести явный вред фун­кциям тела  и только несущественно изменяет их естественный ход, если не принимать его повторно и часто. Третья степень - это когда действие лекарств причиняет явный и существенный вред, но не доходит до того, чтобы погубить и разрушить тело . Четвертая степень - когда лекарства до того сильны, что губят и разрушают; таково свойство ядовитых лекарств.

Вот таково действие лекарств  по качеству, что же касается вещества, губительного по всей своей субстанции, то это яд.

Скажем снова: всякое вещество, из тех, которые посту­пают в тело, и между ними и телом происходит взаимное воз­действие друг на друга, либо изменяется телом, но не изменяет его, либо изменяется телом и само изменяет его, либо не изменяется телом, но изменяет его. Что касается веществ, которые изменяются телом, но не производят в нем сколько-нибудь значительного изменения, то они либо уподобляются те­лу, либо не уподобляются. То, что уподобляется телу, это пи­тательные вещества в абсолютном смысле, а то, что не уподоб­ляется, это лекарства умеренной силы.

Вещества, которые изменяются телом и сами изменяют его, обязательно должны либо измениться и сами изменять тело, но в конце концов, изменившись, перестать его изменять, или же дело происходит не так, и в конце концов само вещество окончательно изменяет тело и разрушает его.

В первом случае вещество либо таково, что уподобляется телу, либо не таково, чтобы уподобится телу. Если оно упо­добляется, то это - лекарственная пища, а если не уподобля­ется, то это лекарство в абсолютном смысле. Во втором случае это ядовитые лекарства.

Что же касается вещества, которое совершенно не изме­няется от действия тела, но изменяет его, то это яд в абсо­лютном смысле. Говоря, что такое вещество не изменяется от действия тела,  мы не разумеем, что оно не согревается в теле от действия существующей там прирожденной теплоты; это не так, ибо большинство ядов,-которые не согреваются в теле от действия его прирожденной теплоты, не производят на него действия. Нет, мы хотим сказать, что такое вещество не изме­няется по своей природной форме, но продолжает действовать, будучи устойчивым по силе и форме, пока не разрушит тело. Естество этого вещества иногда бывает горячим, и тогда помогает его особому качеству  растворять пневму, как это делает яд гадюк и аконит, а иногда она бывает холодной, и тогда помогает особому качеству угашать и ослаблять пневму, как это делает яд скорпиона и болиголов.

Все, что питает, в конце концов производит в теле естест­венное изменение, а именно согревание. Дело в том, что когда питательное вещество превращается в кровь, то оно неизбежно усиливает согревание, даже латук и тыква производят такое согревание. Но мы разумеем под изменением не это согревание, а то, что исходит от качества данной вещи, тогда как форма ее еще остается неизменной. Пищевое лекарство претерпе­вает от влияния тела превращение в своем веществе и под­вергается превращению в своем качестве, но превращение ка­чества происходит раньше. Некоторые питательные вещества сначала превращаются в теплоту и согревают, как например, чеснок, а некоторые превращаются сначала в холод и охлаж­дают, как например, латук.

Когда превращение в кровь завершается, то действие веще­ства более всего выражается в согревании вследствие увеличе­ния количества крови, да и как ему не согревать, когда оно стало горячим и сбросило с себя холодность? Однако каждому из этих двух процессов сопутствует некая доля прирожден­ного качества, сохраняющаяся в субстанции и после превра­щения. Так, в крови, образующейся от латука, остается неко­торая способность охлаждать, а в крови, образующейся от чеснока,- некоторая способность  согревать, но только  на известное время.

Среди пищевых лекарств есть такие, которые ближе к ле­карствам, и такие, которые ближе к пище, как и самые пище­вые вещества, из коих некоторые ближе к веществу крови, как например, вино, яичный желток, мясной сок, некоторые от нее несколько дальше, например хлеб и мясо, а некоторые много дальше, как например, лекарственная пища.

Мы говорим: питательное вещество изменяет состояние тела своим качеством и своим количеством. Что касается измене­ния качеством, то это уже объяснено, а при изменении ко­личеством последнее либо больше необходимого, и тогда это вызывает несварение и закупорки, а затем загнивание соков, либо меньше, и тогда это вызывает худосочие. Излишняя по количеству пища всегда охлаждает, конечно, если от нее не происходит загнивание, при котором она согревает. Дело в том, что как самое загнивание возникает от посторонней теп­лоты, так и от загнивания возникает посторонняя теплота.

Мы говорим также: питательные вещества бывают мягкие, бы­вают грубые, а бывают уравновешенные. Мягкая пища  это та­кая, из которой рождается жидкая кровь, грубая - такая, из ко­торой рождается густая кровь. Каждая из этих разновидностей пищи  бывает либо очень питательной, либо - малопитательной. Образцом мягкого, очень питательного вещества служит вино, мясной сок, нагретый яичный желток и яйца всмятку - все эти вещества  очень питательны, так как большая часть их вещества превращается в пищу. А образцом грубой, малопитательной пищи является сыр, вяленое мясо, баклажаны и тому подобное. То, что превращается из этой пищи в кровь незначительно.

Грубой, но очень питательной пищей являются, например, вареные яйца и говядина, а образцом пищи мягкой, но ма­лопитательной могут служить джулаб, овощи, уравновешенные по консистенции и по качеству, а из плодов - яблоки, гранаты и тому подобное.

В каждой из этих разновидностей пищи есть такая , что дает дурной химус, а есть и такая, что дает хороший химус. Образцом мягкой, очень питательной пищи, дающей хороший химус, служат яичный желток, вино, мясной сок; образцом мягкой малопита­тельной пищи, дающей хороший химус,- латук, яблоко, гранат; мягкой, малопитательной пищей, дающей дурной химус, является редька, горчица и большинство овощей, а пример мягкой, очень питательной пищи, дающей дурной химус,- это легкое и цып­лята. Грубой, очень питательной пищей, дающей хороший химус, являются вареные яйца и мясо годовалых ягнят, а образцом гру­бой, очень питательной пищи, дающей дурной химус, могут слу­жить говядина, гусятина, конина. Грубая, малопитательная пища, дающая дурной химус, это, например, вяленое мясо. Среди всего  этого ты найдешь   и уравновешенную в отношении мяг­кости и грубости пищу.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 15.05.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии