Прокол, прободение, извлечение застрявших колючек

Медицина - Болезни и их причины

(1 Проголосовало)

Автор: Ali Sino

Прокол и прободение близки друг к другу, ибо при каждом из них имеет место проникновение в тело острого, твердого предмета. Они отличаются лишь в отношении объема проникшего предмета, и похоже, что при проколе имеется в виду  что-либо тонкое и маленькое, а при прободении - предмет большей величины и объема. Похоже также, что при прокол наряду с небольшой величиной поникающего предмета требует­ся, чтобы отверстие было неглубоким и чтобы предмет не про­никал дальше кожи. Прокол причиняет лишь легкое поврежде­ние, и если им не занимаются и оставляют его, он проходит сам по себе, даже при проколе в дурном мясе, если только, конечно, мясо не слишком дурное. В этом случае поврежденное место иногда опухает и в нем возникает гниение, особенно си укол и прокол вызывают сильную боль, которая становится колющей и доходит до мяса. Наибольшее что делают в таком случае, это успокоение боли и опухоли, и ухода за раной не требуется.

Что же касается прободения, то наряду с пользованием от боли и опухоли требуется также уход за раной. В отношении ухода за раной и пользования опухоли сказано было уже до­статочно, и здесь в отношении прокола и прободения необхо­димо упомянуть лишь о мерах для извлечения застрявших в теле и вызвавших прободение или прокол предметов, будь то колючка, наконечник стрелы или что-нибудь в этом роде.

Извлечение производится либо инструментами, захватываю­щими и вытягивающими предмет, либо посредством выдавлива­ния и тому подобных приемов, а иногда для этого использу­ются особые свойства вытягивающих лекарств, которые удаляют предметы, против коих бессильны клещи и прочие инструменты. Что касается правила извлечения с помощью захватывающих инструментов, например, извлечения концов стрел клещами с концами в виде напильника, чтобы они сильней захватывали, то это правило таково следует остерегаться, чтобы захваченный клещами предмет не сломался, и путь прохождения клещей к удаляемому предмету должен быть достаточно широк, чтобы не препятствовать крепкому захвату. Для извлечения следует из­бирать самый легкий путь, и если предмет торчит с обеих сто­рон, то расширяют, насколько это нужно, ту сторону, с которой его скорей можно вытащить. Что же касается ухищрения, чтобы предмет не сломался, то для этого его не следует дергать сильно и разом, а лучше будет захватить его и раскачать, чтобы оп­ределить, глубоко ли он проник и завяз, или, наоборот, ша­тается, и затем его тянут в прямом направлении. Нередко при­ходится оставлять предмет в ране на несколько дней, чтобы он сам расшатался, и затем его вытаскивают.

Один из ученых, сведущий в этом искусстве, сказал слова, которые мы приведем так, как они есть При извлечении стрел следует предварительно распознать, какой разновидности стрела, ибо некоторые стрелы бывают из дерева, другие из тростника,  а наконечники на них бывают железные, медные, оло­вянные,   роговые, костяные, каменные, тростниковые или деревянные. Некоторые наконечники круглые, а некоторые - трехгранные или четырехгранные некоторые снабжены язычка­ми - двумя или тремя. Стрелы бывают с наконечниками, а бывают и без наконечников. Если стрела с наконечником, то иногда наконечник отклоняют назад, чтобы, когда стрелу вы­тягивают наружу, он вцеплялся в тело, а у некоторых стрел наконечники наклонены кпереди, чтобы они глубже впивались в тело. У некоторых стрел наконечники движутся на чем-то вроде пружины, и когда стрелу извлекают наружу, пружина растягивается и не дает ей выйти. Иногда железки на стреле бывают очень большие, с концом величиной пальца в три, а у некоторых конец в один палец, и такие наконечники назы­ваются хвостатыми. Некоторые наконечники бывают гладкие, а к другим приделаны тонкие железки, и когда стрелу вынут эти железки остаются в глубине тела. Иногда наконечник вот­кнут в стрелу, а иногда он снабжен трубочкой, в которую встав­ляется стрела. Иногда наконечник крепко приделан к стреле а иногда не очень крепко, так что, когда стрелу вытягивают наружу, наконечник отделяется от стрелы и остается в теле. Бы­вают наконечники отравленные, а бывают и неотравленные.

Стрелу вынимают двумя способами, ее либо вытягивают, ли­бо выталкивают. Если стрела впилась в наружную поверхность тела, ее извлекают путем вытягивания вытягивание применя­ется и в том случае, если стрела глубоко впилась в тело, но мы 'боимся, что при удалении стрелы противолежащие ей ор­ганы могут быть ранены и это вызовет губительное кровотече­ние и сильные страдания.

Стрела извлекается путем выталкивания, если она впилась в мясо и противолежащие ей органы невелики, и ничто не препятствует разрезу - ни нерв, ни кость, ни еще что-нибудь с ними сходное. Если поранена кость, то мы применяем вытя­гивание, если стрела видна, то мы вытягиваем ее наружу, а если она не видна, то раненый, как говорит Гиппократ, должен, по возможности, принять то самое положение, в котором он был, когда его ранили, и это позволит обнаружить стрелу. Если же это невозможно, то раненому следует придать возможное для него положение и приступить к поискам и ощупыванию. Если стрела, особенно стрела не из тростника, впилась в мясо, то ее вытаскивают руками за древко, если оно не отвалилось, а если древко отвалилось, то железку извлекают клещами, щип­чиками или особым инструментом для извлечения стрел. В не­которых случаях, если железку нельзя вытащить через перво­начальное отверстие, следует неколько больше разрезать мясо. Если стрела легла поперек раненого органа и ее нельзя извлечь с той стороны, с которой она вошла, то надлежит произвести разрез на противолежащих местах и либо извлечь стрелу путем вытягивания, либо вытолкнуть ее. Если древко сохранилось, то наконечник выталкивают древком, а если древко отвалилось, то его выталкивают чем-нибудь другим и извлекают наружу выталкивать древко мы должны так, чтобы не поранить им нерв или артерию. Если наконечник с хвостом, то мы узнаем это при ощупывании, и хвост следует ввести в трубочку инстру­мента, которым мы выталкиваем стрелу, и вытолкнуть его в трубочке. Если мы извлекли наконечник и видим на нем вы­долбленные углубления, то возможно, что там находились еще какие-нибудь тоненькие железки. Тогда мы снова производим поиски, и если находим такие железки, то извлекаем их теми же способами. Если на наконечнике имеются различные раз­ветвления и они не хотят выходить, то мы должны расширить разрез, если возле этого места нет органа, за который мы опа­саемся, и когда наконечник обнажится, мы осторожно вынимаем его некоторые люди заключают подобные разветвления в трубку, чтобы не поранить мясо.

Если рана спокойная и на ней нет горячей опухоли, то мы сначала производим зашивание, а затем применяем лечение, наращивающее мясо, а если от раны уже образовалась горячая опухоль, то от этого следует лечить посредством поливаний и лекарственных повязок.

Что же касается отравленных стрел, то если возможно, мы должны  вырезать кругом мясо, в которое попала стрела это мясо отличается от здорового мяса отравленное мясо имеет темный, нехороший цвет и походит на мертвое мясо. Если стре­ла глубоко вонзилась в кость, то ты извлекаешь ее вышеупо­мянутым инструментом если же этому препятствуют какие-нибудь ткани, то нам следует вырезать их по кругу или разрезать вдоль. Если стрела глубоко вонзилась в кость, то мы узнаем это по устойчивости стрелы, которая плохо двигается, если ее пошевелить. В таком случае нам следует сначала разрезать рез­цом кость над стрелой или продолбить ее кругом долотом, если кость плотная, и высвободить таким образом стрелу.

Если стрела глубоко вонзилась   в какой-нибудь из главенствующих органов, например, в мозг, в сердце, в легкие, в живот, в кишки, в печень или в мочевой пузырь и появились признаки скорой смерти, то нам следует воздержаться от из­влечения стрелы - это причинит большое волнение и даст воз­можность судачить о нас всяким невеждам, а больному мы по­можем очень мало. Если же дурных признаков нет, то мы ос­ведомляем больного, каких явлений мы опасаемся, и сначала предупреждаем, что от этого часто происходит гибель, а затем принимаемся за лечение, ибо многие из пострадавших такого ранения чудесным образом были спасены при полном отсут­ствии надежды. При этом нередко выходит кусок печени или часть оболочки, находящейся на животе, или же весь сальник, или матка, и от этого не наступает смерть. Впрочем, если бы мы оставили стрелу в этих главенствующих органах, то смерть наступила бы во всяком случае, а нам приписали бы недостаток милосердия если же мы извлекаем стрелу, то иногда, в неко­торых случаях, больной спасается.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 15.05.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии