Главная Ароматерапия Практика Немного о парфюмерии
Немного о парфюмерии
(2 Голосов)Автор: Sonyoga
В 2003 году на международном симпозиуме по аромакологии, организованном Американским парфюмерным фондом, были определены основные пути развития данного направления, а также названы принципиальные отличия от арома- терапии. Отмечено, что аромакология, изучающая воздействие запаха на настроение и поведение человека, должна стать приоритетным направлением в парфюмерии (происходит от латинского perfum - «посредством дыма»). Таким образом ученые пытаются направить бурное и бессистемное развитие парфюмерии в русло серьезных научных исследований, и не случайно.
С середины прошлого века химическая промышленность позволяет получать в больших количествах дешевые ароматические соединения, идентичные натуральным, которые активно используют в производстве продуктов питания, парфюмерии, косметики, бытовой химии и т. д. Словосочетание «ароматизатор, идентичный натуральному» предупреждает потребителя о том, что для ароматизации продукта вместо натуральных дорогих веществ использованы дешевые синтетические компоненты, далеко не безвредные для здоровья.
Синтетические композиции нельзя использовать в терапевтических целях. Кроме того, они могут вызвать сильную аллергическую реакцию. При частом употреблении продуктов питания с искусственными ароматизаторами вещества, входящие в их состав плохо выводятся из организма и, накапливаясь, провоцируют различные нежелательные процессы, дестабилизирующие его нормальное функционирование. Парфюмерия и средства бытовой химии с синтетическими ароматизаторами могут вызвать головную боль, головокружение, тошноту, зуд, угнетенное состояние, быструю утомляемость, аллергию, раздражительность и другие нежелательные последствия.
Использование натуральных ароматизаторов, безусловно, ведет к удорожанию конечного продукта, но дает высокое качество и не наносит вреда здоровью человека. Создание парфюмерных композиций - особое искусство, требующее обширных знаний, наличия тонкого обоняния и чувства гармонии. В руках парфюмера запахи превращаются в инструмент, с помощью которого воплощается та или иная идея. Грамотно составленная ароматическая композиция имеет свое начало (верхнюю ноту, мелодию), развитие, кульминацию (сердце, гармоническое наполнение) и завершение (нижнюю ноту, тембр). Запах в ней развивается постепенно, гармонично. Обязательно должны быть характерная нота, центр симметрии аромата и плавный, без скачков переход тон - полутон.
Верхнюю ноту представляют цитрусовые, кориандр, эстрагон, тимьян, лаванда; срединную - роза, герань, жасмин, вербена; нижнюю - сандал, дубовый мох, ветивер. Запахи имеют минорное звучание (ветивер, пачули, сандал) и мажорное (ванилин, жасмин, роза), темные и светлые тона. Важна не только гармония испарения, но также длительность звучания аромата на человеческой коже под влиянием тепла, естественной кислотности и специфического индивидуального запаха. Для «совместимости» с человеком в парфюмерные композиции помимо растительных ингредиентов включают вещества животного происхождения, которые к тому же придают «прочность» ароматам: мускус, амбра, цибет, бобровая струя.
Запахи могут выполнять роль экзальтора, синергиста (усиление аромата) или дезодоратора (ослабление аромата). Интересно, что одно и то же вещество, в зависимости от сочетания, может фиксировать или уничтожать запах. Так, запах мускуса используют в качестве экзальтора цветочных ароматов, но он полностью исчезает, если к нему добавить эфирное масло черной горчицы или хинин, не имеющий запаха.
Например, чтобы создать запах цикламена (Cyclamen persicum), из которого не получают эфирное масло, необходимо «понять» его аромат. Он прозрачен, немного напоминает ландыш, имеет ярко выраженный пряный оттенок с легкой землистой нотой свежести. По мере развития запаха постепенно появляется вторичный тон с цветочным характером, к которому в завершении добавляется смолистый аромат.
Р. А. Фридман, известный российский парфюмер первой половины XX века, составил запах цикламена следующим образом :
Верхняя нота:
- Гидрооксицитронеллаль - 220 г
- Роза искусственная 50 г
- Розовое масло 10 г
- Жасмин абсолю 10 г
- Линалоол 14 г
- Амиксалицилат - 25 г
Срединная нота:
- Резиноид ладанника - 12 г
- Мускус амбровый - 3 г
- Метилйонон - 60 г
- Ирис конкрет - 3 г
- Иланг-иланговое масло - 34 г
Нижняя нота:
- Стиролилацетат - 10 г
Синергист:
- Настой мускуса - 30 г
- Настой цибета - 40 г
Безусловно, изысканные парфюмерные композиции - приоритет специалистов. В домашних условиях можно сделать простую смесь эфирных масел, зная их вязкость, испаряемость и совместимость.
Нижеприведенная таблица поможет выбрать правильные сочетания.