Задачи медицины

Медицина - Понятия медицины

(1 Проголосовало)

Автор: Ali Sino

Медицина рассматривает тело человека,- поскольку оно здорово или утрачивает здоровье. Познание всякой вещи, если оно возникает, достигается и бывает совершенным через позна­ние ее причин, если они имеются; поэтому в медицине следует знать причины здоровья и болезни. Причины эти бывают явные, а бывают и скрытые, постигаемые не чувством, а умозаключе­нием на основании акциденций; поэтому в медицине необходимо также знать и акциденции, которые имеют место при здоровье и при болезни. В истинных науках изъяснено, что познание вещи приобретается через познание ее причин и начал, если они ей присущи, а если их нет, то через познание ее акци­денций и обязательных существенных признаков.

Причины, однако, бывают четырех разновидностей - мате­риальные, действенные, формальные и конечные. Материальные причины - это заложенные в теле основы, в которых суще­ствует здоровье и болезнь. Ближайшая основа - орган или пневма более отдаленная основа - соки, еще более отдален­ная- элементы . Эти две последние основы различаются, смотря по сочетанию, хотя при сочетании имеет место также и превращение. Все то, что устроено таким образом, стремится при сочетании и превращении к некоему единству; в данном положении единством, связанным с этим множеством, является либо натура, либо определенная форма. Что касается натуры, то она возникает по превращению, определенная же форма возникает по сочетанию.

Действенные причины - это причины, которые изменяют со­стояние тела человека или сохраняют его неизменным. Таковы состояния воздуха и то, что с ними связано; еда, вода, на­питки и то, что с ними связано; опорожнение, запор, страна, жилище и то, что с ним связано, телесные и душевные движе­ния и покой. К этим же причинам относится сон, бодрст­вование, переход из одного возраста в другой, различия по возрасту, полу, ремеслу, привычкам, а также то, что происходит с человеческим телом и соприкасается с ним - либо не про­тиворечащее природе, либо находящееся в противоречии с природой.

Формальные причины - это натуры и возникающие после них силы, а также сочетания.

Что же касается конечных причин, то это действия. В по­знание действий неизбежно входит познание сил, а также по­знание пневмы, несущей силы, как мы это изъясним в даль­нейшем.

Таково содержание врачебной науки, поскольку она иссле­дует тело человека - как оно бывает здоровым и как болеет. Однако, с точки зрения конечной цели этого исследования, то есть сохранения здоровья и прекращения болезни, у медицины должны быть также и другие предметы; соответственно средст­вам и орудиям, применяемым при этих двух состояниях. Средствами здесь являются целесообразное пользование едой и напитками, правильный выбор воздуха, определение меры покоя и движения, лечение лекарствами и лечение рукой . Все это у врачей применяется в соответствии с тремя разновидностями людей: здоровых, больных и средних, о средних мы еще будем говорить и скажем, почему можно считать, что они стоят между двумя группами, которые в действительности не связаны никаким посредствующим звеном.

И вот теперь, когда мы привели эти объяснения по от­дельности, в совокупности у нас получилось, что медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами, действия и состояния тела - здоровье, болезнь и сред­нее состояние, а также причины этих состояний: кушанья, на­питки, воздух, воду, страну, жилище, опорожнение, запор, ремесло, привычки, движения и покой тела и души, возраст, пол, те необычные события, которые случаются с телом, разумный режим в еде и напитках, выбор подходящего воз­духа, выбор движения и покоя, а также лечение лекарствами и действия рукой, ведущие к сохранению здоровья, и терапию каждой болезни по отдельности.

Некоторые из этих вещей врачу  следует, поскольку он врач, представлять себе только по существу, научным пред­ставлением, и подтверждать их существование тем, что это ве­щи общепризнанные, принятые знатоками науки о природе; другие же он обязан доказывать в своем искусстве. Говоря о тех из них, что подобны аксиомам, врач должен утверждать их существование безусловно, ибо начала частных наук бесспорны и они доказываются и поясняются в других науках, стоящих впереди них; так идет все далее и далее до тех пор, пока начала всех наук не поднимутся до первой мудрости, которую называют наукой метафизики. Когда кто-нибудь из притязающих на звание врача начинает и пускается рассуждать,  до­казывая существование элементов, натур и того, что за ними следует и является предметом науки о природе, он совершает ошибку, так как вводит в искусство медицины то, что не принадлежит к искусству медицины. Ошибается он и в том отношении, что полагает, будто что-то такое пояснил, тогда как он совершенно не пояснил этого.

Вещи, которые врач должен представлять себе только по сущности, безусловно утверждая существование тех из них, бы­тие коих не очевидно, сводятся к следующей совокупности: что элементы существуют и их столько-то; что натуры существуют, их столько-то и они представляют собой то-то и то-то; что соки тоже существуют, представляют собой то-то и то-то и их столь­ко-то; что пневмы существуют, их столько-то и они помещаются там-то; что изменение и неизменность всегда имеет причину; что причин столько-то. А органы и их полезные функции врач должен познавать при помощи внешних чувств и анатомии.

Что же касается тех вещей, которые врач обязан и пред­ставлять себе, и доказывать, то это болезни, их частные причины, их признаки, а также и то, как прекращать заболе­вание и сохранять здоровье. Врач обязан дать доказательства существования тех из этих вещей, которые существуют скры­то, во всей подробности, указывая их величину и периодичность.

Гален, когда старался обосновать логическими доказательст­вами первую часть медицины, предпочитал подходить к этому не с точки зрения врача, а с точки зрения философа, рассуждающего об естественной науке. Точно так же и законо­вед, стараясь обосновать, почему необходимо следовать едино­гласному решению авторитетов , может это сделать не в ка­честве законоведа, а в качестве богослова. Впрочем, если врач, поскольку он врач, и законовед, поскольку он законовед, не в состоянии решительно доказать свои положения, то при этом получится порочный круг.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 19.04.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии