Неотлучная трехдневная лихорадка

Медицина - Лихорадкa

(1 Проголосовало)

Автор: Ali Sino

Она узнается по обострению приступов через день и по резкости симптомов трехдневной лихорадки. По мнению Галена, лихорадка переходит в эту категорию, когда загнивает кровь; об этом еще пойдет речь в дальнейшем.

Лечение чистой трехдневной лихорадки. Тебе надлежит вспомнить то, что нами преподано в основах пользования лихорадок путем послабления и питания и во всех прочих параграфах о лихорадке, и строить на этом лечение. Не об­ращай внимания на слова тех, кто разрешает применять вна­чале сильные слабительные, миробаланы и тому подобное иным, чем мы говорили, образом; наоборот, ты должен вна­чале поторопиться и несколько смягчить естество упомяну­тыми там лекарствами, например, тамариндом в количест­ве сорока дирхамов, который мочат одну ночь в горячей воде, отцеживают сок и бросают туда манны или таранджубина, или же соком обоих гранатов, отваром вьюнка с таранджубином, изюмом, очищенным от косточек, мочеными сливами с таранжубином или манной, фиалковым питьем или фиалко­вым вареньем. Иногда послабляюще действует слизь блошного подорожника с каким-нибудь питьем, например, пи­тьем из слив, производя скольжение или смягчение. Послаб­ление вызывают также отваром чечевицы с вьюнком или мягкими клизмами, например, клизмой с отваром алтея, ююбы, кордии и корня солодки с фиалковым маслом, или клизмой с выжатым соком свеклы, а также с фиалковым маслом и бавраком, приготовленной известным тебе способом. Это дела­ют, когда необходимость становится настоятельной. Правильно будет давать больному, например, ячменную воду или подоб­ную ей пищу только после того, как естество уже смягчилось. Однако при чистой трехдневной лихорадке послабление ме­нее вредно, чем такое же лечение при других лихорадках, хотя в нем все же заключается великое зло. Если возможно не пускать кровь до трех приступов, то так и делают, а если ты опасаешься, что болезнь станет блуждающей, и произведешь кровопускание, то случившаяся ошибка, если она вообще случится, окажется меньше других ошибок.

В день приступа не следует двигать никаких соков иначе, как по необходимости, и кормить тоже подобает лишь при наличии упомянутых выше условий. Мочу гони млечным со­ком семян.

Приступ должен приходить к больному, когда желудок у него тощий и там ничего нет, но в день, когда нет приступа, его следует поить по утрам сиканджубином, а через два часа после этого ячменной водой. Сиканджубин после приступа так же хорош, как и опускание ног в теплую воду, чтобы отвлечь остатки жара к поверхности тела. Предпочтительно, чтобы в сиканджубине, особенно в конце болезни,был млечный сок холодных мочегонных семян; сиканджубин дают также за три и четыре часа до приступа. Поят после приступа еще и ячмен­ной водой, а когда необходимо облегчить пищевой режим, то дают пить, например, гранатовый сок, сок индийского арбуза и тому подобное. Режим постепенно изменяют упомянутым выше образом - всякий раз, как приближается период преде­ла, его облегчают. В первые дни кормят ячменной кашицей или хлебом, размоченным в холодной воде, либо таким, как он есть, либо хлебным соком с водой; дают также похлебки, приготовленные из маша или чечевицы.

Если пища скисает у больного в желудке, то его совсем не Поят  ячменной водой, если она не очень жидкая, а когда необходимо напоить жидкой ячменной водой, то ее немно­го усиливают отваром корня сельдерея. Если желудок для этого слишком холодный, а лихорадка не очень сильная и не чис­тая, то в ячменную воду, согласно совету Гиппократа, кладут немного перца. Когда признаки указывают на близость кри­зиса, то достаточно ячменной воды, сока граната и сиканджубина. Плоды,  которые предпочтительней для таких боль­ных, это гранаты, сладкие и кисло-сладкие, и сливы, спелые и неспелые, что же касается индийского арбуза, то арбуз, при его сладости, очень полезная вещь: он отпускает естество, гонит мочу, ослабляет силу жара и вызывает испарину. Иногда не вредят мелкие душистые дыни, а из овощей - тыква, кисса, огурцы, латук.

Знай, что целью при назначении питания страдающему трех­дневной лихорадкой является либо только охлаждение - тогда в конце болезни дают лапки горных куропаток и яички петуха или, если у больного нет тошноты, - мозги козленка, а также яичный, желток, либо охлаждение и, вместе с тем, увлажнение - тогда дают, например, ячменную кашицу; не переходи слишком меру в охлаждении, особенно в начале бо­лезни, если только не ощущается сильного пылания и ты не боишься, что лихорадка перейдет в жгучую или неотлучную. Если наступил кризис и ты видишь в моче признаки зрелос­ти, то есть достохвальный осадок, о котором ты уже знаешь, то если не требуется, - не лечи, а в противном случае лечи средствами, помогающими естеству, то есть мочегонными или послабляющими, или рвотными, или потогонными. Не про­тивоборствуй в этом естеству, и если не наблюдаешь явной склонности к опорожнению, опоражнивай путем послабле­ния. Давай, например, смолу скаммония в количестве дана­ка с джулабом, или отвар миробаланов с тамариндом, таранд- жубином, изюмом, корешками и слабительной кассией, при­готовленный так, как ты уже знаешь; тебе предбставляется усилить отвар дымянкой, сенной или смолой скаммония.

К числу средств, подходящих для таких больных, принад­лежат также слабительные лепешечки из конкреций бамбука или лекарство по такой прописи: берут желтых миробаланов, очищенных от косточек, - четыре дирхама, сахара-леденца - двадцать дирхамов, смолы скаммония - один данак, и дают все это пить с холодной водой, а потом пользуют больных мочегонными. Если наблюдается чрезмерный жар и великое пылание и ты уже произвел опорожнение, то невредно дать больным выпить каких-нибудь сильных лекарств, угашающих теплоту, о которых сказано в параграфах о лечении острых болезней, а иногда удовлетворяются лекарственными повяз­ками из этих веществ.

Что же касается бани, то больным не следует приближаться к ней, пока материя не созрела, но когда она созреет, во время спада, это для них наилучшее лечение, особенно, если человек привык к бане; впрочем, ошибка от отправки их в баню до созревания при трехдневной лихорадке безопаснее, чем подобная же оплошность при другой лихорадке. Баня для таких больных должна быть умеренно горячей, с при­ятным, влажным воздухом, и пусть они потеют там понемно­гу, чтобы не разгорячилось у них сердце, и растираются мас­лом фиалки и розы, разбавленным водой. Им не следует долго находиться в бане; наоборот, пусть выходят поскорее, и по­вторное посещение тут полезней, нежели длительное пребы­вание. Если перед выходом из бани они окунутся в теплую воду и останутся в ней, пока им приятно, это принесет пользу. Потом, когда выйдут, они могут выпить жидкого белого вина, сильно разбавленного водой, и должны тут же закутаться, так как они сильно потеют и при этом созревает остаток соков, если он сохранился; после этого больных кормят охлаждающими и увлажняющими яствами или овощами с такими же свойствами. Не опасайся поить их после спада сильно разбавленным вином - оставшееся количество вина, пыл которого ослаблен смешением, помогает растворить то, что подлежит растворению, а вода, проникающая в органы благодаря примеси проводящей силы вина, устраняет вред от легкого согревания и сильно охлаждает и увлажняет. Если имеются налицо болезненные явления - жажда, головная боль, бессонница и прочее, - то тебе уже сказано, как их лечить, а если после кризиса сохранился некоторый остаток постоянного жара, то давай сиканджубин с мочегонными выжатыми соками или сиканджубин, в котором варили моче­гонные семена и корешки.

Знай, что лечение неотлучной трехдневной лихорадки по­добно лечению всякой трехдневной лихорадки, но при этом обращают больше внимания на зрелость материи и на ох­лаждение сиканджубином, приготовленным с семенами огур­ца и семенами цикория, особенно с раздавленными, причем через два часа после сиканджубина дают попить ячменной воды. Прибегаю также к облегчению питания, к примене­нию вначале мягких клизм и к усиленному изгнанию мочи. Надлежит действовать осторожно и не давать вначале слаби­тельных; больного не следует поить ничем, кроме, напри­мер, фиалкового питья и сока плодов, и не применять ника­ких клизм, кроме мягких.

Лечение нечистой трехдневной лихорадки. Меры, в отно­шении которых лечение нечистой трехдневной лихорадки от­личается от лечения чистой трехдневной лихорадки, это меры, общие для нечистой и для холодных лихрадок. Например, при нечистой лихорадке запрещено производить опорожне­ние  раньше, чем материя созреет, или до значительно­го спада, если врач выждал созревание, тогда как страдаю­щим чистой лихорадкой это иногда разрешается. Баня при нечистой лихорадке тоже запретна, так как баня смешивает незрелую слизь с материей, изливающейся к тому месту, где происходит загнивание; при этом слизь смешивается с злокачественным гнилостным соком, и разреженная материя растворяется, а густая остается.

Вредно подобным больным также и ежедневное пита­ние или назначение веществ, близких к питательным; на­оборот, следует день их кормить, а день - нет, причем в яства должно входить что-либо очищающее и слегка согревающее. При нечистой лихорадке в начале болезни надлежит да­вать более плотную пищу, нежели в начале чистой лихорад­ки, и затем постепенно переходить к еще большему разре­жению, чем при чистой трехдневной лихорадке. Разреже­ние вначале должно достигаться скорее голоданием, чем на­значением очень разреженной пищи, и пусть охлаждение при этом будет меньше. Страдающим нечистой лихорадкой сле­дует делать более острые клизмы, и перед сильным послаб­лением дожидаться большего созревания соков. В ячмен­ной воде для таких больных должны быть силы, способст­вующие созреванию и растворению, например, упомянутые нами вещества, полезные для больных, у которых ячмен­ная вода скисает в желудке, или даже что-нибудь более силь­ное; так, иногда приходится варить в ячменной воде иссоп, сатар, мяту или сумбул, в зависимости от натуры больно­го. Свекла приносит им пользу, как и добавление к ячмен­ной воде отвара нута, а в конце заболевания полезен чис­тый отвар нута. Надлежит также посмотреть насколько нечистая лихорадка близка или далека от чистой и в зависи­мости от этого проводить различие между лечением нечис­той и чистой лихорадки; если болезнь очень близка к чис­той лихорадке, то делать лишь небольшое различие между способами лечения.

Когда видишь, что моча в склянке густая, то пусти кровь, ибо если пустишь кровь, не потребуется клизмы; знай так­же, что для таких больных нет ничего полезней рвоты пос­ле еды.

Из слабительных, наиболее близких к уравновешенности, дают в Начале болезни жидкий джуланджубин с сиканджу­бином, в который мы иногда кладем слабительной кассии; сильней он будет, если положить в него немного турбита. Клизмы, по-моему, предпочтительней прочих способов по­слабления, а именно клизмы, действующие силой якорцев, ромашки, свеклы, сафлора, фиалки, кордии и инжира и имеющие запах тур бита; в них кладут также слабительную кассию, кунжутное масло и баврак. Иногда, в соответствии со степенью отдаленности лихорадки от чистой лихорадки, требуется нечто более острое.

Что же касается веществ, способствующих созреванию материи, то таковы, например, сиканджубин, смешанный с небольшим количеством джуланджубина, или сиканджубин с корешками, а после седьмого дня, например, отвар горькой полыни: он приносит пользу, разрежает материю и укрепля­ет желудок так же, как сок фенхеля и сок сельдерея с си­канджубином. Когда болезнь минует четырнадцатый день, то неплохо дать маленьких лепешечек из розы, а если болезнь затянулась, то мы не находим возможности избежать лепе­шечек из посконника, а также его отвара. К этому же роду средств принадлежат согревание подреберий и лекарственные повязки на мягкие части живота из веществ, способствую­щих созреванию и ослабляющих напряжение, если оно там возникло. Когда же ты убедишься, что созревание осущест­вилось, то опорожняй и гони мочу, ничего не опасаясь.

Вот одно из хороших опорожняющих для таких больных: берут ийараджа - пять дирхамов, выжатого сока латука и посконника - каждого по три дирхама, семян сельдерея, желтых и кабульских миробаланов - каждого по пяти дирха­мов, турбита - семь дирхамов; все это превращают в пилю­ли с соком сельдерея и дают пить на прием по два дирхама.

Сюда же относится наш хороший отвар: берут посконни­ка, горькой полыни и кабульских миробаланов - каждого по пяти дирхамов, семян дыни, киссы, огурца, семян сельдерея, татарника, расторопши - каждого по десяти дирхамов, тур- бита - дирхам, слабительной кассии - шесть дирхамов, изю­ма, очищенного от косточек, - двадцать штук, кордии - тридцать штук, инжира - десять штук, а также джуланджу­бина, приготовленного из персидских роз, - пятнадцать дир­хамов все это варят обычным способом в количестве воды, равном совокупности всех веществ, и принимают большую чашку, предварительно добавив кират смолы скаммония.

Иногда требуется лекарство сильное,  с одной сторо­ны, и слабое - с другой стороны. Сила его проявляется в выведении вязкого сока, а слабость - в том, что оно не выводит помногу сразу, а наоборот, может действовать по­степенно и выводить сок, подлежащий выведению, в несколь­ко раз, не ослабляя естественной силы. Это такое лекарст­во, которое можно давать и частями и целиком, чтобы вы­звать отпущение малым его количеством, причем малое ко­личество выводит мало дурного сока, а большое количество выводит много дурного сока, тогда как обычные отвары в малом количестве иногда не производят никакого действия. Вот образец такого лекарства: взять турбита - полдирхама или меньше, или больше, смотря по необходимости, смолы скаммония - около тассуджа или больше, замесить на упо­мянутом джуланджубине и дать выпить. Или берут агарика и смолы скаммония в таком же соотношении, замешивают на джуланджубине и пьют, или кладут около укийи этих лекарств в выжатый сок розы и пьют, или кладут их в розовое питье и пьют.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 25.04.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии