Анатомия мозга

Медицина - Болезни головы

(1 Проголосовало)

Автор: Ali Sino

Что касается анатомии мозга человека, то он разделяется на вещество оболочек, на мозговое вещество и на полости в нем, наполненные пневмой. А нервы представляют собой как бы ветви, выходящие из мозга, и не являются частицами присущего мозгу вещества. Весь мозг делится пополам продольно. Такое деление распространяется на оболочки, мозговое вещество и желудочки, ибо парности частей присуща уже известная по­лезность, хотя эта парность более явно видима в одном лишь переднем желудочке. Вещество мозга создано холодным и влаж­ным. Мозг холоден ради того, чтобы его не воспламеняли доходящие до него сильные движения нервов, впечатления чувств и движения пневмы, имеющие место при изменениях, производимых воображением, мышлением и запоминанием, а также ради того, чтобы умерять очень горячую пневму, прони­кающую в мозг из сердца по двум восходящим к мозгу сосудам. Мозг создан влажным, дабы его не иссушали движения и чтобы он имел надлежащую форму. Он создан также мягким и жир­ным. Жирность необходима  для того, чтобы растущие из мозга нервы были клейкими, а относительно мягкости Гален говорит: Причина ее в том, чтобы мозг имел хорошую форму и способ­ность изменяться при воображении - ведь мягкое легче вос­принимает изменения.

Так говорит Гален. Я же скажу, что мозг создан мягким, чтобы быть жирным и чтобы хорошо питать постепенно уплот­няющиеся к концам  нервы, ибо нервы питаются как головным, так и спинным мозгом. К тому же, твердое вещество не снабжает питанием что-либо твердое так, как снабжает его нечто мягкое. Мозг создан мягким  еще и для того, чтобы то, что из него вырастает, было податливым, поскольку некоторые растущие из мозга нервы должны уплотняться на концах в силу тех полезностей нервов, о которых мы еще упомянем. А раз выра­стающий нерв  должен постепенно уплотняться и его плотность есть плотность чего-то податливого, то необходимо, чтобы место, откуда он растет, было по веществу податливым, жирным, - а клейкое и жирное обязательно бывает мягким. Мозг мягок также и ради того, чтобы содержащаяся в нем пневма, которая нуждается в быстром движении, могла получать помощь от его влажности, и, наконец, для того, чтобы быть легким вследст­вие рыхлости, ибо твердые органы тяжелее, нежели мягкие, влажные и рыхлые. Однако вещество мозга в то же время неодинаково в отношении мягкости и твердости, так как пере­дняя часть его мягче, а задняя часть тверже. Эти две части разделяет, образуя складку, твердая оболочка, доходящая до передней доли мозга, о которой мы упомянем ниже.

Передняя доля мозга мягка только ради того, что большин­ство чувствительных нервов, и в частности те, которые служат

для зрения, обоняния и слуха, вырастают оттуда. Ведь чувства являются как бы часовыми для тела, а часовому лучше быть обращенным к передней стороне. А двигательные нервы в боль­шинстве вырастают из задней доли мозга, откуда растет и спинной мозг, являющийся послом головного мозга и его наме­стником  в канале спинного хребта. Поскольку из этой части  мозга должны выходить сильные нервы и двигательные нервы, которым необходима избыточная твердость, тогда как чувстви­тельным нервам твердость не нужна и им более подобает мягкость, то и место их выхода создано более твердым. Оболочка образует в мозгу складку, дабы служить перегородкой, а неко­торые говорят - чтобы избавить мягкое от соприкосновения с твердым, ибо вещество, в которое внедряется оболочка, с одной стороны  очень твердо, а с другой  очень мягко. Оболоч­ке этой присущи и другие полезности: сосуды, спускающиеся к мозгу, нуждаются в опоре и в чем-нибудь, что связывало бы их; эта складка и назначена их опорой. Под концом этого изгиба, в задней его части, расположена давильня, то есть место, где кровь изливается в пустое пространство вроде водоема . Из него разветвляются протоки, по которым кровь расходится, уподобля­ясь затем веществу мозга. Потом сосуды впитывают кровь через свои устья и собирают ее в две большие вены, как мы упоминали в анатомии этих вен. Эта складка полезна еще и тем, что из нее растут связки оболочки, плотно прилегающей к мозгу против шва смежной с нею части черепной коробки. В передней части мозга начинаются  два сосцевидных отростка, при помощи коих осуществляется обоняние. Они немного усту­пают мозгу по мягкости, но не достигают твердости нервов.

Весь мозг окутан двумя оболочками. Одна из них мягкая и прилегает к мозгу, другая - толстая и прилегает к кости черепа. Они созданы в качестве перегородок между мозгом и костью, дабы вещество мозга не соприкасалось с костью й чтобы повреждения кости не переходили на мозг. Такое соприкоснове­ние имеет место только в случае увеличения вещества мозга или при его расширении, которое наступает вслед за сжатием. Иног­да мозг поднимается до кости черепа при некоторых особых обстоятельствах, например, при громком крике; именно для такой полезности и предназначены эти две перегородки между мозгом и костью черепа, средние в отношении мягкости и твердости. Их создано две ради того, чтобы вещь, подходящая Для непосредственного соприкосновения с костью, не была той же вещью, которая подходит для непосредственного соприкосно­вения с мозгом. Напротив, между ними создано различие: обо­лочка, близкая к мозгу, тонка, а та, что близка к кости, толста, и обе вместе являются как бы единой защитой для мозга. Эта оболочка , будучи защитой, служит также связкой для сосудов в мозгу, покоящихся и бьющихся. Подобно оболочке зародыша, она сохраняет неизменным положение сосудов, которые в нее вплетены; поддерживает она также и те сосуды, что входят в вещество мозга во многих извилистых местах , и достигает желудочков мозга; у задней части мозга оболочка  резко обры­вается, так как твердость мозга в этом месте делает ее ненужной. А толстая оболочка не пристает ни к мозгу, ни к тонкой оболочке так, чтобы лежать на ней во всех местах; наоборот, она от нее отделена и их связывают лишь сосуды, проходящие сквозь толстую оболочку в тонкую. Толстая оболоч­ка пригвождена к черепу посредством перепончатых связок, которые выходят из толстой оболочки и прикрепляют ее к швам, чтобы она не очень обременяла мозг. Эти связки поднимаются от швов к внешней стороне черепа и располагаются там, спле­таясь в оболочку, прикрывающую череп; таким образом, толстая оболочка прочно прикрепляется также и к черепу.

В мозгу расположены продольно три желудочка. Хотя каждый желудочек делится поперек надвое, но только в передней доле явственно разделение на две части, расположенные справа и слева . Эта часть мозга способствует вдыханию воздуха и извержению излишков путем чиханья, а также распределению большей части чувствительной пневмы и действиям представля­ющих сил , принадлежащих к числу способностей внутреннего восприятия. Что же касается заднего желудочка, то он тоже велик, ибо он заполняет полость обширной части органа и является началом чего-то большого, то есть спинного мозга; из него распределяется большая часть двигательной пневмы. и в этом месте осуществляются действия памятующей силы . Но все же он меньше переднего желудочка и даже каждой из двух долей переднего желудочка; при этом он постепенно уменьша­ется по направлению к спинному мозгу и понемногу уплотняется до твердости. А средний желудочек - это как бы проход из передней доли в заднюю долю мозга и подобие коридора , устроенного между ними. Поэтому он велик и длинен, ибо ведет из одного обширного пространства в другое обширное про­странство. Через него передняя пневма соединяется с задней пневмой и проникают запоминаемые образы. Начало этого сред­него желудочка покрыто кровлей , внутренняя сторона которой округла, подобна своду, она и называется сводом. Этот свод должен служить проходом и, к тому же, вследствие своей округлой формы он менее подвержен повреждениям и достаточ­но крепок, чтобы нести опирающуюся на него складчатую оболочку. Здесь оба передние желудочка мозга соединяются, так что они видны от заднего желудочка сквозь упомянутый проход; это место называется местом соединения двух желудоч­ков и самый проход тоже является желудочком. Поскольку это проход, ведущий от места возникновения образов к месту их сохранения в памяти, то это, как ты уже знаешь, наилучшее место для мышления и воображения. Доказательством того, что эти желудочки являются средоточием сил,  от которых исходят б такие действия, служит расстройство их вследствие поврежде­ния желудочков; при повреждении каждой доли мозга их действие прекращается или оно нарушается. Тонкая оболочка проникает внутрь и покрывает желудочки мозга вплоть до пространства, находящегося возле свода, а то, что расположено сзади свода, не нуждается, вследствие своей твердости, в покры­тии оболочкой.

Что же касается извилин, имеющихся в желудочках мозга, то они существуют ради того, чтобы для душевной пневмы был проход в вещество мозга, как и в его желудочки, ибо желудочки не во всякое время расширены и открыты, и пневмы не всегда столь немного, чтобы одни лишь желудочки могли вместить ее всю.  К тому же переход душевной пневмы от натуры, присущей сердцу, к натуре, присущей мозгу, соверша­ется только путем претворения , вследствие которого она при­обретает натуру мозга. Дойдя до мозга, пневма прежде всего попадает в его первую полость и подвергается там претворению, затем она проникает в средний желудочек, где еще больше претворяется, после чего претворение ее завершается в среднем желудочке. Совершенное претворение осуществляется лишь тог­да, когда частицы претворяемого вещества соединяются и сме­шиваются с частицами претворяющего и проникают в них, как это бывает с питательным веществом в печени, о чем мы скажем в дальнейшем. Однако количество отдельных извилин в передней части мозга больше их количества в задней части, ибо отноше­ние извилин к извилинам приблизительно соответствует отноше­нию части к части, и причина, из-за которой задний желудо­чек меньше переднего, существует также и в извилинах.

Между средним и задним желудочком и под ними находит­ся место, откуда идут два больших, поднимающихся к мозгу сосуда, о которых мы говорили выше, и разделяются на ветви, из коих соткана сорочкообразная оболочка в нижней части мозга. Эти ветви опираются на тело из породы желез, которое заполняет промежутки между ними и поддерживает их, как это бывает во всех сосудистых разветвлениях, ибо пустоты, образу­ющиеся между ними, тоже должны быть заполнены железистым мясом. Очертания этой железы соответствуют очертаниям опи­санных ветвей и форме упомянутого выше разветвления. Подоб­но тому, как названные ветви и разветвления сначала узки, а потом расходятся вширь, ибо этого требует расширение сети сосудов , железа тоже принимает форму сосновой шишки : своей вершиной она примыкает сверху к началу разветвления и идет к концу его до того места, где оканчиваются висячие разветв­ления. Там находится ткань, подобная ткани зародыша, и раз­ветвления утверждаются в ней.

Доля мозга, содержащая этот средний желудочек, и особен­но части ее, расположенные сверху, имеют форму червя и изборождены морщинами, идущими продольно и связанными одна с другой, чтобы желудочек  мог растягиваться и сжимать­ся, как червяк; изнутри его верхняя часть покрыта оболочкой, выстилающей мозг до границы с задним желудочком. Червь прикреплен к двум продолговатым придаткам мозга, подобным бедрам, которые сближаются до соприкосновения или отдаляются друг от друга, образуя промежуток. Прикрепление осуществля­ется посредством связок, называемых сухожилиями; они нужны для того, чтобы червь не отошел от придатков. Когда червь вытягивается и ширина его уменьшается, он сдавливает эти придатки до соединения, и проход в желудочек  закрывается; когда же он сжимается и укорачивается, становясь шире, при­датки  отделяются друг от друга и расходятся, и проход раскры­вается. Часть червя, примыкающая к задней доле мозга, как вещь, которая во что-нибудь входит, прилажена к своему вме­стилищу. А передняя его часть шире задней соответственно форме, которую допускает мозг. Два упомянутые придатка на­зываются виноградинами. На них совершенно нет морщин, наоборот, они созданы гладкими, чтобы плотнее закрывать проход и смыкаться, и дабы ответ их на движение, вызванное движением другой вещи, более походил на ответ чего-то единого.

Для изгнания из мозга излишков имеются два канала: один - в переднем желудочке, у общей границы между ним и последующей долей, а другой - в среднем желудочке. У заднего желудочка нет отдельного протока, и это потому, что он расположен на краю и, к тому же, мал по сравнению с передним и не допускает образования в себе прохода. Для него и для среднего желудочка достаточно одного спинного мозга, и тем более, что этот проток служит местом выхода спинного мозга, и часть излишков рассасывается там и изго­няется с этой стороны. Оба эти протока, начавшись от двух желудочков и проникнув в самый мозг, идут наискось, чтобы встретиться у единого глубокого прохода, начало которого у тонкой оболочки, а конец, то есть нижняя часть, у твердой оболочки. Этот проток постепенно суживается и подобен воронке, он начинается с широкой, округленной части и кончается  узкой частью. Поэтому  его называют воронкой и именуют также лоханью. Проникнув в твердую оболочку, он встречает проток, проходящий в железе, подобной шару, сдавленному с двух противоположных сторон: сверху и снизу „ эта железа лежит между твердой оболочкой и нёбным кана­лом. Далее он находит там протоки, расположенные в губча­той доле решетчатой кости, в верхней части нёба.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 29.03.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии