Главная Медицина Болезни и их причины О причинах боли вообще
О причинах боли вообще
Медицина - Болезни и их причины
(1 Проголосовало)Автор: Ali Sino
Поскольку боль является одним из неестественных ощущений, имеющих место в теле животного, то потолкуем о ее причинах, говоря вообще, и скажем: боль есть ощущение чего-то неприятного. Совокупность причин боли сводятся в две категории: это категория причин, внезапно изменяющих натуру, то есть вызывающих расстройство несходной натуры, и категория причин, нарушающих непрерывность . Под расстройством несходной натуры я разумею, когда в веществе органа определенной натуры затем возникает инородная натура, противоположная первоначальной, так что органы становятся горячей или холодней прежнего. Ощущающая сила чувствует появление чего-то неприятного, и орган испытывает боль. Боль, следовательно, выражается в том, что неприятный фактор ощущается как нечто неприятное.
Что же касается расстройства согласной натуры, то он совершенно не причиняет боли и его не ощущаешь. Так бывает, например, когда у вещества органов появилась дурная натура и заменила первоначальную натуру, сама сделавшись как бы первоначальной натурой, и это не причиняет боли, ибо такое явление не ощущается. Дело в том, что ощущающий орган должен испытывать воздействие ощущаемого, а вещь не испытывает воздействия владеющего ею состояния, если оно не изменяет ее, переводя в другое состояние; на вещь действует лишь нечто противоположное, приходящее извне и изменяющее данную вещь, переводя ее в иное состояние. Поэтому-то больной сухоточной лихорадкой не чувствует такого горения, какое чувствует больной однодневной лихорадкой или больной трехдневной лихорадкой, хотя жар у сухоточного много сильнее, чем у больного трехдневной лихорадкой, так как жар при сухотке укрепляется и постоянно пребывает в веществе основных органов, а жар при трехдневной лихорадке охватывает вследствие соседства больного сока органы, у которых еще сохранилась их естественная натура. Таким образом, когда сок удаляется от органа, орган остается при своей прежней натуре, и жар в нем не устойчив, если только он не привязался слишком крепко и болезнь не перешла в сухотку.
Расстройство согласной натуры органа происходит постепенно и встречается при здоровом состоянии. Вот пример, делающий это более понятным: если человека неожиданно выкупают зимой, то купанье в горячей или даже в теплой воде будет ему противно и неприятно, ибо качество его тела далеко от теплой воды и ей противоположно. Потом человек к ней привыкает и начинает ею наслаждаться, отходя постепенно от состояния холода, который в нем действует. Затем, после того, как он посидит некоторое время во внутренней бане, иногда бывает, что его тело становится горячей этой воды, и если его неожиданно окатить той же самой первой водой, то его проберет мороз по коже, и вода покажется ему холодной.
Поскольку ты это теперь знаешь, мы скажем, что, хотя одной из категорий причин боли является расстройство несходной натуры, однако не всякое расстройство натуры объясняется несходством. Так, горячее причиняет боль по своей сущности, холодное тоже по своей сущности, сухое по привходящему свойству, а влажное совершенно не причиняет боли, ибо холодность и теплота суть активные качества, а сухость и влажность - качества пассивные, сущность которых заключается не в том, чтобы одно тело действовало благодаря им на другое тело, а в том, чтобы одно тело испытывало воздействие другого. Что же касается сухости, то она потому только причиняет боль по своему привходящему качеству, что за ней следует причина из другой категории, а именно нарушение непрерывности, ибо сухость, вследствие сильного стягивания, иногда бывает причиной нарушения непрерывности.
Что же касается Галена, то Гален, если как следует вдуматься в его учение, считал, что существенной причиной боли является не что иное, как нарушение непрерывности. Горячее по Галену причиняет боль именно потому, что нарушает непрерывность, и холодное тоже причиняет боль только вследствие того, что его сопровождает нарушение непрерывности. Ведь холодное так сильно уплотняет и собирает, что частицы органов при этом обязательно увлекаются к тому месту, где происходит уплотнение, и отходят от той стороны, от которой их оттягивает холод. Гален очень распространился на эту тему и даже дал понять в одной из своих книг, что все ощущаемые вещи причиняют страдание таким же образом, я хочу сказать - причиняют страдание разделением частиц или собиранием, которое сопровождается разделением. Так, черное в видимых предметах раздражает тем, что сильно собирает частицы, а белое тем, что сильно их разделяет; горькое, соленое и кислое во вкушаемых вещах раздражает чрезмерным разделением, а терпкое чрезмерным стягиванием, которое обязательно сопровождается разделением. Так же обстоит дело с запахом.
Громкие крики тоже раздражают, разделяя частицы вследствие резкого движения воздуха при соприкосновении со слуховым проходом. Однако правильное суждение в этом вопросе заставляет считать перемену натуры категорией, которая сама по себе вызывает боли, хотя при этом иногда и происходит нарушение непрерывности. Доскональное изъяснение этого находится не в медицине, а в физической части философии, но мы укажем на незначительную его часть и скажем: боль является одинаковой во всех частицах болящего органа, а нарушение непрерывности никогда не бывает сходным во всех частицах; следовательно, наличие боли в частицах, свободных от нарушения непрерывности, не происходит от нарушения непрерывности, но возникает от расстройства натуры. И еще: холод причиняет боль там, где он сжимает и собирает, и там, где он холодит вообще. А нарушение непрерывности от холода бывает не там, где он холодит, а на концах охлажденного места. И еще: боль обязательно является ощущением внезапного воздействия чего-либо неприятного, поскольку оно неприятно, и, значит, болезненным является внезапное неприятное ощущение. Это определение обратимо, и следовательно, всякое неприятное ощущение болезненно. Подумал ли ты: если чувствуется холод, расстраивающий натуру, поскольку холод расстраивает натуру, но от него не происходит, например, нарушения непрерывности, является ли это неприятным ощущением и есть ли это, следовательно, боль? Отсюда познается, что внезапное изменение натуры является причиной боли в той же мере, как и нарушение непрерывности. Боль усиливает теплоту и благодаря этому вызывает боль после боли. После боли остается нечто, дающее ощущение боли, но не являющееся настоящей болью. Это одно из тех ощущений, которые проходят сами собой, но невежды занимаются его лечением и приносят этим вред.