Перелом черепа

Медицина - Болезни и их причины

(1 Проголосовало)

Автор: Ali Sino

Часто бывает так, что череп ломается, но кожа не разры­вается, а опухает. Если врач занимается лечением опухоли, не обращая внимания на перелом, кость под кожей нередко портится и до излечения опухоли или после него возникают тяжелые болезни лихорадки, трясение, потеря разума и тому подобное, и кожу приходится вскрывать. О месте перелома нередко узнают по поведению больного, который хватается за него и ежеминутно его трогает тогда неизбежно приходится оставить рану такой, как она есть, и лечить перелом.

Кожу следует разрезать настолько, чтобы ихор не задержи­вался под ней,- это необходимо при таком переломе и при всяком другом, каков бы он ни был, ибо ничто не должно задерживать ихора однако, если ты не боишься, что опухоль увеличится, или если она начинает уменьшаться, это не нуж­но. Если же разрез в коже маленький и противолежит лишь одному из нескольких переломов, или если опухоль вскрылась и стал явным лишь один перелом, то от этого возникает много ошибок, ибо врач думает, что других переломов, кроме этого, нет. Поэтому-то и надлежит тебе хорошо исследовать состояние перелома, и одним из средств, ведущих от предположения к истине, является исследование причины перелома и качества того, что вызвало перелом - в отношении тяжести и величины орудия  или силы удара  - ты узнаешь из этого, какова сте­пень перелома. Указывают на это также и такие явления, как сакта, садар, пропажа голоса и тому подобное.

Иногда разрывы кожи своей многочисленностью, разнообраз­ностью или тем, что они находятся на одной стороне, тоже указывают на качество перелома, хотя это отнюдь не бесспорное доказательство ведь нередко внутренние переломы бывают мно­гочисленными или большими, а на коже разрыва нет или есть маленький разрыв. Поэтому поневоле приходится, если можно, определить положение дела по указаниям, вытекающим из об­следования перелома при помощи зрения. В таком случае надо разрезать кожу крестообразно и скоблить кость, пока не ста­нет видна вся раздробленная часть если начнется кровотечение, ты заполняешь выскобленное место сухими тряпицами, прикла­дываешь компрессы, смоченные в вине, и оставляешь их до утра.

Что касается переломов до степени видимости, то их лечат так, как упомянуто в параграфах о язвах и в предшествующих, а о дробящих, смещающих и подобных им переломах мы еще будем говорить здесь.

Наименьшее повреждение костей головы состоит в разрыве надкостницы, который не доходит до противоположной стороны, но останавливается у какого-нибудь углубления. Подобное по­вреждение как бы скрыто от зрения и выглядит как волосок такого рода трещины тоже лучше всего скоблить, пока от нее ничего не останется если ухитришься сделать трещину замет­ной, поливая ее какой-нибудь черной жидкостью, чтобы види­мость трещины увеличилась, сделай это и скобли, пока след от нее не исчезнет. И пусть при тебе будут скребки различных размеров сначала применяй самый широкий из них и затем - следующий поуже. А когда выскоблишь, употреби какое-ни­будь лекарство для головы, и этого для тебя достаточно. Голо­вные лекарства это, например, фиалковый корень, мука вики чечевицеобразной,  порошок ладана, аристолохия, кора корня опопанакса, мирра, анзарут, драконова кровь и все ле­карства, сушащие без жжения, и эти повреждения лечат так, как лечат от язв.

Если же ты предполагаешь, что трещина доходит до другой стороны, то ее нельзя уничтожить выскабливанием, не пробив кость насквозь. Остерегайся же заходить при выскабливании слишком далеко, а наоборот, остановись в том месте, куда дой­дешь, и распознай, каково состояние оболочки мозга  - со­хранила ли она свое положение относительно кости. Если да, то повреждение меньше, безопасность более явна, опухоли об­разуются реже и они меньше и не так страшны, причем зрелый гной появляется быстрей и он обильнее. Если же удар отделил оболочку от кости, то это один из случаев, когда опасность больше и боли, лихорадки и то, что за ними следует, бывают чаще способность кости изменять цвет проявляется быстрей, истечение жидкого, ихорозного гноя при этом чаще, возникно­вение болей, лихорадок, тамаддуда, обмороков и утраты рас­судка  из-за пренебрежения лечением тоже имеет место чаще. В этом случае, да и во всех случаях, надлежит усиленно бе­речься от холода даже летом, ибо в охлаждении великая опас­ность.

Что же касается расщепляющего удара, при котором нет ничего, кроме трещины, но она большая и видна надкостница, то для лечения часто бывает достаточно завязать и перевя­зать, а также накладывать охлаждающие лекарственные повяз­ки, но лучше всего полить разрыв подогретым розовым маслом, потом соединить края раны и сшить их, если это нужно, и посыпать головным порошком, а сверху положить льняную тря­пицу, смоченную в яичном белке. Поверх тряпицы кладут ком­прессы, пропитанные вяжущим вином, разбавленным оливковым маслом, и прочие повязки. И пусть больного держат в покое, холят и усыпляют и, если это нужно, пускают ему кровь. Не старайся при каждой трещине или переломе изъять всю кость - этого нельзя делать во всяком месте, и помни то, что мы советовали в параграфах об общих основах учения о переломе и сращивании. Впрочем, у многих людей вынули из головы кость путем вырезания или иным образом, и на проломе вы­росло мясо и кожа, и они выжили.

Что же касается дробящих переломов и тех, что за ними следуют, то знай, что кости головы несходны в случае перелома с другими костями. Дело в том, что когда они сломаются, ес­тество покрывает их не крепкой мозолью, которую оно накла­дывает и укрепляет на других костях, а чем-то слабым. Поэ­тому, чтобы ихор не изливался внутрь, их нужно извлечь це­ликом, если рассечение полное, или вырезать частично, если рассечение неполное, и не следует заниматься их сращиванием. Извлечения  не следует откладывать летом больше чем на семь дней, а зимой больше чем на десять дней, и чем скорее ты это сделаешь , тем будет лучше и дальше от возможности силь­ных повреждений.

Одна из причин, настоятельно этого требующих и призыва­ющих к этому, заключается в том, что от других костей, не от костей головы, материю иногда отклоняет повязка, а на го­лове такая повязка невозможна поэтому, чтобы ихор выходил так, как нужно, на голове нельзя обойтись без изъятия кости при сколько-нибудь значительном переломе. И еще если внутри сращенной кости, перевязанной выжимающей и выгоняющей материю, повязкой, появился гной, причем этот гной зародился в том самом месте и проник к костному мозгу, то приходится обнажать и чистить кость, тем более на таком органе, как голова. Необходимо, следовательно, выбирать или отсекать та­ким образом кость, а также обнажать поврежденное место и не давать ему зарасти, пока это не станет безопасно если бы не опасение, что гной затечет внутрь, мы бы не отсекали кости.

Отсечение необходимо производить с самого подходящего ме­ста, а наиболее подходит то место, которое противолежит пе­релому, позволяя предполагать, что ихор потечет из него всего лучше, и легко отсекается и нет надобности сильно сотрясать и раздражать мозг. Вместе с тем это место должно быть на­иболее удаленным от нервов, а таково, например, темя, ибо середина его не соприкасается с местами, из которых выходят нервы. Старайся, чтобы оболочку мозга не поразил холод, ибо это нехорошо и опасно, облегчай режим и постоянно поливай рану теплым маслом. Если на оболочке появится чернота, то знай, что она иногда бывает только на поверхности и не вредит, и причиной ее нередко являются лекарства. Лечат в таком случае медом, сбитым с тройным против меда количест­вом розового масла, пока чернота не исчезнет, и посыпают это место головным лекарством. Если же чернота утвердилась проч­но, то беги вон

Если действительно есть нужда что-либо содрать, отрезать или извлечь, то с этим следует поспешить, не ожидая,  пока в данном месте завершится образование гноя промедле­ние допустимо только в том случае, когда оболочку, называ­емую матерью, ничто не давит и не колет, ибо покалывание тотчас же вызывает опухоль и спазмы. Нередко это приводит к сакте, и тогда нужно немедленно извлечь кость, после чего чувства, если была сакта, тотчас же возвращаются к больно­му. Когда же имеется отверстие, то дело требует еще большей поспешности.

Если череп проломлен и видна оболочка и опухоль - это называется пробоиной,- то тебе следует проявить такую же поспешность, как мы говорили, а если необходимо подождать, то выжидай до второго или третьего дня в большинстве случаев следует лечить на второй день.

Отсечение иногда производят упомянутой небольшой пилой, а иногда просверливают смежные маленькие отверстия в том месте, от которого нужно отнять кость. Однако, в этом есть опасность, так как сверло иногда разом проникает до оболоч­ки, если только, конечно, не применили упомянутого нами ухищрения - тогда это более безопасно.

Что же касается самого способа лечения, то напомним, что говорят об этом древние. Они говорят следует сначала обрить раненому голову и сделать два пересекающихся под прямым углом разреза, так, чтобы они пересекали друг друга крестооб­разно одним из разрезов должен быть первоначальный разрез, образовавшийся от удара. Затем следует содрать кожу, находя­щуюся под четырьмя углами, чтобы обнажилась вся кость, ко­торую собираются выскабливать, и если от этого начнется кро­вотечение, следует заполнить разрез  тряпицами,   смочен­ными в воде с уксусом, или заполнить его сухими тряпицами, а потом наложить компресс, смоченный вином с оливковым мас­лом, и сделать соответствующую повязку. Когда же придет сле­дующее утро, то если не наступило никаких неприятных явле­ний, тебе следует взяться за выскабливание сломанной кости. Для этого больной должен сесть, или ты велишь ему лечь, приняв подходящее при данном переломе положение, и заты­каешь ему уши шерстью или хлопком, чтобы его не раздражал шум от ударов затем ты развязываешь повязку на ране, сни­маешь с нее все тряпицы и обтираешь ее, а потом велишь двум помощникам придерживать тонкими тряпицами разрезанную ко­жу на четырех углах и оттягивать ее вверх - я разумею кожу, которая лежит на сломанной кости.

Если эта кость слабая от природы или от случившегося с ней перелома, то ее следует вынимать резцами, расположенны­ми один напротив другого, начиная с самого широкого, которые потом заменяют более тонкими, переходя к волосным. Ударяя и долбя кость, соблюдают осторожность, чтобы не причинять голове страдания и беспокойства. Если же кость крепкая, то сначала следует долбить долотами, которые называют не про­никающими вглубь, а это долота, у которых на внутренней стороне острых мест имеются маленькие выступы, и эти высту­пы не дают им углубиться и дойти до оболочки таким образом, расщепленная кость долбится и вынимается не разом, а мало- помалу, если врач может вынуть ее пальцами, пусть так и делает, а если нет, пусть вынимает пинцетом, щипцами, или чем-нибудь в этом роде. Между отверстиями следует оставлять  промежутки шириной с иголку для сурьмления глаз и подводить долото поближе к внутренней поверхности кости. Нужно ос­терегаться, как бы не задеть где-нибудь долотом оболочку, и чтобы избежать этого, длина долота должна быть такая же, как толщина кости, и следует употреблять много долот раз­личной длины  если перелом произошел только на месте изгиба кости, то надлежит направить внимание только на этот изгиб.

Когда же кость продолбят, то надо выровнять при помощи скребка или какого-либо резца, похожего на клинок, шерохо­ватости на кости головы, возникшие вследствие отсечения и долбления, предварительно подложив снизу приспособление, прикрывающее и защищающее оболочку. Если в ране остались мелкие кости или обломки, их следует осторожно вынуть и затем перейти к лечению тампонами и пластырями это самый легкий и наименее вредный из всех существующих способов лечения.

Говорит Гален Когда ты обнажишь часть кости головы, то подведи под нее резец, часть которого, похожая на чечевицу и выступающая на заднем конце, является как бы гладкой, а лезвие идет вдоль, причем чечевицеобразное расширение  упирается в оболочку. Поверх резца следует бить маленьким топориком и понемногу отсекать кость головы, и когда мы это сделаем, это будет все, что нужно. Дело в том, что оболочка тогда не будет ранена, даже если лекарь во время операции задремлет, либо она обращена к широкой стороне чечевицеобразного инструмента, и если этот инструмент окажется у кости головы, он извлечет ее без страданий, так как его округлые, чечевицеобразные части будут направлять резец сзади и он вы­режет кость головы. Невозможно найти способ вырезывания этой кости лучше и быстрее, по выполнению, чем этот способ. Что же касается способа лечения с помощью пилок и инстру­ментов, называемых джускандас, то современные врачи пори­цают его из-за его порочности.

Вот наше слово о лечении кости головы, когда образуется в ней трещина то же лечение подходит при прочих видах пере­ломов, случающихся с головной костью, и если мы упомянули только о лечении трещины, то взяли его за образец для всего другого.

Павел говорит, что Гален также поучает нас, сколько сле­дует отсекать от кости, и вот его слова Что же касается того, сколько нужно отсекать от больной кости, то ту часть ее, ко­торая сильно раскрошилась, нужно отсекать целиком. Если же в ней протянулись трещины на большое расстояние - а это иногда случается,- то не нужно следовать за трещинами до конца, если ты к тому же знаешь, что по этой причине не случится ничего вредного, поскольку все действия, которые надо было совершить, выполнены как следует.

Затем, после лечения железом, надо взять развернутую льняную тряпицу, соответствующую величине раны, смочить ее в розовом масле и прикрыть ею устье раны. Потом ты берешь тряпицу, сложенную в два или три слоя, погружаешь ее в вино с розовым маслом смазываешь розовым маслом всю рану, а затем накладываешь на нее тряпицу как можно более легким образом, чтобы она не обременяла оболочку,  и делаешь поверх нее широкую повязку, стягивая ее  лишь настолько, чтобы она удерживала тряпицу. После этого ты применяешь режим, успокаивающий жар и устраняющий лихорадку, и то и дело увлажняешь оболочку, сверху розо­вым маслом. Ты снимаешь повязку на третий день, обтира­ешь рану и лечишь ее тем способом, который наращивает мясо и успокаивает жар, а оболочку, там, где растет мясо, посыпаешь порошком из сухих лекарств, называемых лекар­ствами для головы, а иногда посыпаешь и самую кость, если это нужно и если кость принадлежит к числу наращи­вающих мясо, или чтобы мясо вырастало быстрей. Мы лечим таких больных всеми лекарствами, о которых упоминаем при лечении ран.

Говорит Павел После лечения железом в оболочке головы часто возникает горячая опухоль, которая даже выступает выше толщи кости и толщи кожи этому сопутствует затвердение, препятствующее движению естества. У таких людей часто воз­никает натяжение и другие нехорошие явления, и за ними следует смерть. Горячая опухоль возникает либо из-за высту­пающей кости, которая колет оболочку, либо из-за тяжести тампонов, либо от холода, обильной пищи или обильного питья, или же по какой-либо другой скрытой причине. Если горячая опухоль происходит от видимой причины, то эту причину не­обходимо быстро устранить, а если она образовалась от скрытой причины, то постарайся же ее устранить и применяй кровопу­скание из сосуда, если этому нет препятствий, а в противном случае предписывай уменьшение питания и лечение, подхо­дящее при горячих опухолях, например, поливания горячим ро­зовым маслом или водой, в которой кипятили алтей, пажитник, льняное семя и ромашку. Применяй также лекарственные по­вязки, приготовленные с ячменной мукой, горячей водой, мас­лом, льняным семенем, и употребляй куриный жир на шерстя­ной тряпице, увлажняя им голову, шею и позвонки капай в уши каким-нибудь маслом, успокаивающим жар, сажай боль­ного в горячую воду в комнате и втирай это же масло. Если горячая опухоль существует долго и ничто не мешает принять послабляющее лекарство, то вели больному так делать, ибо Гиппократ это предписывает.

Говорит Павел Если оболочка почернела и чернота нахо­дится на поверхности и почернение произошло из-за лекарства, которым лечили больного,- а черное лекарство иногда так дей­ствует,-  то следует взять меду - одну часть и розового масла - три части, смешать их, намазать этим тряпицу и при­ложить к оболочке. Если же оболочка почернела сама по себе и чернота дошла до глубины, особенно при наличии других нехороших явлений, то следует отчаяться в выздоровлении та­кого больного, ибо это указывает на гибель прирожденной теп­лоты и ее исчезновение.

Я видел человека, которого постиг перелом кости головы, и ему выскоблили кость через год, и он поправился. Дело в том, что перелом был на темени и произошел от пущенной стрелы там был выход для истечения гноя, и поэтому с обо­лочкой ничего не случилось, а наоборот, она спаслась от гни­ения.

Говорит Гален Мне показали человека, у которого был продольный перелом темени, а также виска. Я оставил перелом таким, как он был, кроме части теменной кости, которую вы­резал ради хорошо известной цели, и этого оказалось доста­точно, и человек выздоровел.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 25.04.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии