Способы получения эфирных масел

Ароматерапия - Теория

(2 Голосов)

Автор: Sonyoga

В древности можно найти указание на живую ткань... Клеточки жизненные, вы­тянутые из растений, дают волокна, ко­торые продолжают жить и образуют живое жировое вещество, являясь незаме­нимым предохранителем. Народ очень оценит это средство в будущей России.

Е. И. Рерих

За многие тысячелетия существования человечество при­думало немало способов получения драгоценного эфирного масла. Да, действительно драгоценного, поскольку от общей массы цветков, листьев, корневищ, плодов, травы, коры или древесины можно добыть совсем немного благовоний. Вы­ход масла у разных культур отличается. Так, из 1 кг сухого мускатного ореха можно получить до 16 г эфирного масла, а из 1 кг цветков акации - всего 1,5-2 г.

При эфиромасличном производстве важно учитывать рас­пространенность, урожайность растения, сложность получе­ния сырья, его обработку. Качество эфирного масла зависит не только от человека, но прежде всего от Природы. Подобно тому как дегустаторы вин отличают их не только по назва­ниям, но и по году сбора урожая, так и эфирное масло, полу­ченное из одного и того же растения, в зависимости от климатических особенностей и места произрастания может от­личаться своим составом и, следовательно, ароматическим букетом. Все вышеперечисленные условия определяют вы­сокую себестоимость эфирных масел. Цена на них колеблет­ся от 20 у. е. до 10000 у. е за 1 кг. Поэтому, когда на прилавках магазинов выставлены объемные флаконы с эфирным маслом по низкой цене, можно не сомневаться, что к искомому про­дукту этот товар не имеет никакого отношения. Сопоставьте следующие факты. Чтобы получить 1 кг эфирного масла не­роли, нужно вручную с апельсиновых деревьев собрать, а за­тем переработать 850 кг мелких ароматных цветков. Для про­изводства того же количества эфирного масла из нежной и капризной туберозы необходимо собрать 3,6 т цветков, а гиацинта - 5 т. Проверка эфирного масла на подлинность осуществляется методом химического анализа в сочетании с методом газожидкостной хроматографии.

В книге «Разум цветов», написанной известным драматур­гом Морисом Метерлинком в 1904 году, дано необычное об­разное изложение способов получения эфирных масел в сто­лице французских ароматов, городе Грасе: «Известно, что одни из них, розы например, полны уступчивости и кротости и отдают свой аромат с полной простотой. Их заключают ку­чей в огромные котлы, по величине похожие на котлы наших локомотивов, через которые проходит водяной пар. Поне­многу их масло, более драгоценное, чем расплавленный жем­чуг, просачивается капля за каплей в стеклянную трубку, узкую, как гусиное перо, в конце реторты, похожей на некое чудовище, которое рождало бы в муках янтарные слезы. Но большинство цветов не так легко отдает в плен свою душу...

Стеклянные пластинки устилают жиром в два пальца тол­щиной и все густо покрывают цветами. Благодаря каким ли­цемерным улыбкам, каким лукавым обещаниям жиру удается вынудить безвозвратную исповедь? Каждое утро их снима­ют, выбрасывают вон и коварное ложе покрывают новым сло­ем простодушных цветов. Лишь по истечении трех месяцев, поглотив девяносто поколений цветов, жадный и коварный жир, насыщенный ароматными тайнами и признаниями, от­казывается принимать новые жертвы. Одна фиалка в силах устоять против искушений холодного жира; приходится при­бавлять пытку огня. Опускаем сосуд со свиным салом в горя­чую воду. Она уступает, отдает себя; и ее лукавый палач, преж­де чем насытиться, вбирает в себя четвертной вес ее лепест­ков, вследствие чего пытка длится весь сезон, покуда фиалка цветет в тени олив.

Но драма на этом не кончается. Надо еще заставить этот жадный жир изрыгнуть обратно проглоченное сокровище. Достигают этого не без усилий. Жир обладает низкими стра­стями, губящими его. Его потчуют спиртом, и он отдает, что взял. Теперь тайной обладает спирт. И его укрощают, выпа­ривают. И вот жидкий жемчуг, после стольких приключений, собран наконец в хрустальный флакон».

Морис Метерлинк описал два способа получения эфирных масел: перегонка с водяным паром и анфлераж. Последний сегодня практически не используют. В Древнем мире полу­чали ароматический экстракт способом мацерации при по­мощи растительных масел и животных жиров.

В настоящее время наиболее распространенными методами являются перегонка с водой, паром или тем и другим одновре­менно и экстракция при помощи толуола, бензола, диоксида- углерода, гексана, петролейного эфира и других растворителей.

После отгонки растворителей образуется твердая масса - конкрет, который обрабатывают этиловым спиртом и полу­чают абсолю, или абсолютное масло. Если же после первич­ной экстракции образуется вязкая жидкость, при обработке смол, живицы, бальзамов и т. п., то эту смолообразную массу называют «резиноидом». Резиноиды активно используют в парфюмерной промышленности в качестве закрепителей летучих запахов.


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Сегодня: 25.04.2024

Голосование

Как вам дизайн сайта?









Комментарии